Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим основные направления государственной политики в сфере развития отрасли связи на период до 2035 года.
"Документ направлен на формирование перспективного и конкурентоспособного облика отрасли связи. В основе Стратегии - построение современной и безопасной телекоммуникационной инфраструктуры, внедрение новых технологических направлений, развитие научного и кадрового потенциала, совершенствование нормативной правовой базы для предоставления гражданам, бизнесу и государству качественных, современных и конкурентоспособных услуг связи", - говорится в тексте пояснительной записки.
Достигаться заявленные цели будут при помощи целого ряда инструментов. В частности, заявлен отказ от принципа сетевой нейтральности в пользу экономически эффективного распределения ресурсов сетей связи между потребителями их услуг.
Операторы связи получат возможность индексировать тарифы для пользователей. "В случае реинвестирования оператором связи существенной части получаемой дополнительной прибыли в значимые проекты развития сетей связи, освоение новых технологий (в том числе на основе отечественного ТКО), направленных на достижение целей настоящей стратегии, - может быть допущена индексация таким оператором связи тарифов на уровне, превышающем индекс потребительских цен на заданную регулирующими органами власти величину", - говорится в документе.
Значительное внимание уделено развитию перспективных стандартов сетей связи. Так, опытную эксплуатацию российского телеком-оборудования стандартов 5G и 6G-Ready планируется провести до 2030 года. При этом, сети 5G должны быть развернуты во всех городах России с населением более 100 тыс. человек к 2035 году. Коммерческая эксплуатация сетей 6G должна начаться до 2035 года.
Важной новацией стала фиксация в стратегии запрета на использование так называемого "золотого" частотного диапазона 3.4 - 3.8 ГГц для развития сетей 5G. Это стандарт наиболее популярен у производителей оборудования для связи по всему миру, в России его активно используют для своих нужд военные, так что российским операторам связи и производителям оборудования для работы предложены альтернативные частотные диапазоны.
"Для формата связи 5G остаются другие диапазоны, например, 4400-4990 МГц", - говорил в минувшую пятницу в Калуге глава Минцифры Максут Шадаев.
Проект предполагает законодательное введение в РФ категории "доверенного телекоммуникационного оборудования" (ТКО). Это оборудование, соответствующее установленным требованиям по безопасности информации, "работающее в строгом соответствии с декларированным функционалом и исключающее выполнение недекларированных возможностей".
При этом, проект стратегии предусматривает допустимость использования в Единой сети электросвязи Российской Федерации ТКО зарубежного производства, отнесенного к категории доверенного ТКО.
"Переход на использование в сетях связи ТКО только отечественного производства возможен в случаях, когда на российском рынке представлена отечественная конкурентоспособная продукция, способная заменить ТКО зарубежного производства без ухудшения качества предоставляемых услуг связи", - отмечается в документе.
Новым инструментом станет заявленное в документе создание механизма совместного использования и динамического управления радиочастотным спектром с возможностью управления для специальных потребителей ограничением использования полос радиочастот гражданскими пользователями.
"Относительно ранних версий, текущая версия проекта Стратегии, отличается кардинально", - говорит Алексей Бойко, аналитик телеграм-канала @abloud62, участвовавший в обсуждении Стратегии.
"Есть и откровенные плохие новости для отрасли, вроде принципиальной позиции государства в отношении невыделения частот 3.4 - 3.8 ГГц под 5G. И, похоже, общий курс на несовместимость российских и международных телеком решений и систем, что, как ожидается, будет стимулировать российских производителей", - отмечает эксперт.
Но есть и позитивные новости для операторов связи. "Он состоит в том, что есть надежда на то, что операторы сотовой связи получат доступ к дополнительным частотам хотя бы в рамках динамического к ним доступа. Что, конечно, непросто будет реализовать, и что является паллиативным решением по сравнению с лицензированием частот операторам сотовой связи после конверсии частот. Также отмечу возможную коррекцию идеи "единого инфраструктурного оператора" на идею "единого частотного".
Еще одним существенным моментом, по мнению Бойко, стал отказ от так называемой сетевой нейтральности. "Это даст операторам больше дохода и означает перекладывание части роста расходов операторов на плечи крупных IT-компаний, генераторов контента", - добавляет он.
В рамках Стратегии предполагается снижение издержек операторов связи и ЦОД за счет введения льгот на размещение, цен на электроэнергию, на техусловия и т.д. Дополнительно предполагается возможность проработать возможность совместного использования инфраструктуры других отраслей.
Общественное обсуждение документа продлится до середины сентября. После этого планируется внести документ в Правительство.
Олег Капранов