Однако предложение ведомства, которое уже этой осенью может стать реальностью, поддержали не все участники рынка, хотя некоторые компании положительно восприняли эту новость, надеясь на то, что запрет поставок зарубежных беспилотников станет стимулом для развития отечественных автономных систем. Те же, кто не поддержал предложение министерства, отмечают, что оперативно закрыть потребности гражданского сектора российскими разработками не получится.
Стоит отметить, что к 2030 году объем госзаказа на беспилотную авиатехнику составит 200 млрд рублей. В текущем году для нужд государства на дроны будет выделено 4,4 млрд рублей. При этом доля продукции отечественного производства в рамках стратегии развития беспилотной авиации до 2030 года не превышает 22%. Однако в стратегии отражено постепенное увеличение доли российской техники в госзаказе - максимум до 80%.
Уже в 2024-2025 годах государство намерено потратить на закупку беспилотников 93 млрд рублей, значительная часть которых может быть направлена на приобретение отечественной продукции. У российских производителей осталось не так много времени, чтобы локализовать производство, однако, как отмечают некоторые участники рынка, этого вполне достаточно, например, для промышленных беспилотников. В других областях применения дронов могут быть проблемы, так как локализация может занять годы. Это может подтолкнуть производителей активно использовать зарубежные, прежде всего, китайские комплектующие, поставленные по серым схемам, и выдавать готовый продукт за российскую разработку. Другой сценарий резкого запрета дронов иностранного производства - это появление дефицита беспилотников и закрытие многих проектов по созданию беспилотных аппаратов, в которых используются зарубежные запчасти.
Сегодня отечественная промышленность способна закрыть потребности государственных структур, включая госкомпании, только беспилотниками самолетного типа. Их уже не один год разрабатывуют и выпускают довольно много предприятий, в том числе ГК «Беспилотные системы» (Supercam), «Геоскан», Zala и другие. Однако, в сегменте мульткоптеров и дронов для сельского хозяйства российские разработчики вынуждены конкурировать с крупнейшими мировыми производителями, например, DJI, Autel. Участники рынка видят выход в поддержке отрасли со стороны государства, развитии тех направления производства комплектующих, где отечественные компании сильнее всего зависят от импорта. Тем не менее, по их мнению, не стоит полностью закрывать доступ к зарубежным технологиям и компонентам.
Кроме того, по мнению экспертов, быстрому переходу на производство полностью отечественных беспилотных систем мешает непродуманная бальная система оценки локализации производств, которая может оставить за бортом многие компании, занимающиеся перспективными разработками в области беспилотных летательных аппаратов.