Данное нововведение позволит упростить и ускорить верификацию граждан, купивших билеты на поезда дальнего следования, а также решит проблему посадки в вагон для тех, кто забыл взять с собой паспорт. Однако эксперты сомневаются, что пилотный запуск биометрической верификации пассажиров будет трудно масштабировать, так как для внедрения данной системы потребуются значительные ресурсы, включая затраты на закупку специального оборудования и софта, а также организацию специальных предпосадочных зон для идентификации по биометрии.
Правительство России в лице Министерства транспорта совместно с ОАО "РЖД" и Центром биометрических технологий намерены осуществить эксперимент по биометрической идентификации владельцев билетов на поезда дальнего следования в первом квартале 2024 года. При этом инициаторы тестирования отмечают, что такой способ верификации будет лишь дополнять существующие. В РЖД возможность применения биометрии в качестве способа установления личности пассажиров пока находится в стадии обсуждения.
Аналогичный эксперимент под контролем Минцифры планировалось провести в аэропорту Шереметьево еще в прошлом году, однако он был приостановлен из-за введения режима повышенной безопасности.
Участники рынка биометрии прогнозируют, что РЖД необходимо будет оснастить проводников специализированными гаджетами, разрешение камер которых позволит распознавать биометрические данные пассажиров. Кроме того, для реализации такого функционала понадобится соответствующее программное обеспечение. Примерная стоимость подобного устройства с установленным софтом может составлять порядка 100 тыс. рублей за единицу, однако затраты можно сократить в два раза, если заказать крупную партию такой цифровой техники. При этом необходимо учитывать дополнительные расходы на установку и эксплуатацию данных устройств.
Другой вариант внедрения биометрической верификации пассажиров может предусматривать использование уже имеющихся в РЖД терминалов, но при условии, что разрешение их камер достаточно для распознавания лиц. В ближайшем будущем, по мнению экспертов, биометрическая идентификация станет доступной для всех видов пассажирского транспорта посредством любого устройства с камерой и выходом в интернет или подключением к локальной сети.
При этом для реализации полноценной системы биометрической верификации пассажиров Российские железные дороги должны будут решить ряд проблем, например, слабое покрытие интернета на станциях в удаленной от больших населенных пунктов местности, создание барьерных зон на вокзалах и станциях, в которые для идентификации будут допускаться только сами пассажиры без посторонних людей. Кроме того, внедрение подобной биометрической системы будет невозможно без изменения транспортного законодательства.