Концепция цифровой трансформации социальной сферы на пятилетнюю перспективу была утверждена Кабмином в феврале 2021 г. В ней было обозначено намерение властей создать единую цифровую платформу, которая объединит все меры социальной поддержки и позволит получать пенсии и пособия без заявлений и подтверждающих документов.
Новая версия документа подписана главой правительства 8 мая 2023 г. Из прилагаемого к ней плана исключены мероприятия по созданию единой цифровой платформы на 2021-2023 гг., а также отдельные структурные изменения, которые должны были произойти ранее. Новый документ предусматривает, что в четвертом квартале 2023 г. правительство утвердит положение о государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (единая цифровая платформа).
Мероприятия по созданию единой цифровой платформы разделены на три очереди. В документе предусмотрено, что уже во втором квартале в пилотном режиме сервис заработает "в ограниченном числе регионов", однако не полностью, а только "в объеме автоматизированных процессов 1-й очереди". На этом же уровне до конца года к платформе должны присоединиться остальные регионы. Аналогичным образом реализуют вторую и третью очереди проекта в 2024-2025 гг.
В чем именно заключаются первая, вторая и третьи очереди проекта, в документе не указано. Источник ComNews в Минтруде пояснил, что конкретные параметры того, "что именно и в каком объеме будет внедрено" могут появиться в дополнительном документе, который согласовывается с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. В Минцифры на запрос ComNews не ответили.
Кроме того, в новой версии документа указано, что "информационная система хранения, обработки и анализа данных теперь дополнена "подсистемой консолидации и нормализации данных, предназначенной для обеспечения формирования единого пространства непротиворечивых данных". Речь идет об одном из стандартных процессов организации работы с данными и касается задач ИТ-специалистов, пояснил ComNews эксперт по цифровой трансформации Сергей Лукашкин. "Правильное хранение необходимо для корректной работы и установления отношения между данными, обеспечения их надежной защиты. Данные должны быть нормализованы, тогда база становится гибкой, в ней устраняется избыточность, дублирование и несогласованность зависимостей. В итоге нормализация обеспечивает уменьшение дискового пространства для хранения данных, увеличение скорости извлечения данных, а также их готовность к дальнейшему анализу или выводу в другие системы", - уточнил эксперт.
Он обратил внимание, что проекты интеграции данных являются одними из самых сложных и длительных, особенно если данные собираются из разных ведомств. "Сложность управления рисками и сроками в этих проектах высокая, а значит возможно их замедление и изменение показателей по объективным причинам", - отметил Сергей Лукашкин. В целом, по его словам, концепция описывает трансформацию инфраструктуры и снижение бюрократии в сфере цифровизации социальных услуг, что приведет к большей прозрачности системы. "Если все будет реализовано правильно, то получать, например, пенсии и социальные пособия станет значительно проще и быстрее, что уже становится мировым трендом", - добавил он.
Для повышения качества администрирования государство стремится к единой платформе типа "Госуслуг", через которую оно будет осуществлять все действия с гражданами - от налогового контроля до призыва на воинскую службу. "Полагаю, речь идет о движении в эту сторону", - прокомментировал документ член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков. На вопрос о том, как власти будут оценивать успешность "цифровизации" соцуслуг после того, как конкретные показатели эффективности такой работы были исключены из стратегии, представитель ТПП предположил, что эти показатели могут "всплыть" в другом документе, например в отдельном акте правительства. "Совсем без показателей было бы странно, ведь как-то надо будет понять, успешно реализована концепция или нет", - резюмировал эксперт.
Павел Синяков