Согласно тексту пояснительной записки к законопроекту № 322818-8, актуальность предлагаемых изменений обусловлена тем, что часто возникают случаи, когда кредитные организации выдают кредиты на имя физического лица без его согласия. Это может произойти, если злоумышленник похищает паспорт или приобретает паспортные данные в интернете.
Из социологических опросов за 2022 г. следует, что 5% граждан находили при проверке кредитных историй мошеннические кредиты, взятые на свое имя. В Москве и Московской области таких "обманутых" было 8%.
Член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Ефим Казанцев отметил, что этот законопроект может быть полезным. "Действительно, имеют место случаи, когда мошенники оформляют кредиты на ничего не подозревающих людей. Бывает и так, что о взятом на его имя кредите человек узнает только тогда, когда приставы начинают списывать с него деньги на основании полученного кредитной организацией судебного приказа. Если бы такой человек заранее увидел, что на его имя оформлен кредит, он мог бы связаться с кредитной организацией и оспорить факт получения кредита до того, как с него начнут списывать деньги", - рассказал Казанцев.
Юрист, экономист, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков разъяснил плюсы инициативы депутатов Госдумы как для простых граждан, так и для кредитных организаций. "Сократить количество незаконно взятых кредитов не получится, а вот увеличить количество пресекаемых - да. Так, если на гражданина без его ведома оформили кредит, он может об этом не знать, но узнает сразу же на "Госуслугах", и если он этого не делал, обратится в правоохранительные органы для пресечения противоправных действий, а также к юристам, чтобы оспорить эту кредитную сделку. Эта новая система начинает отъедать хлеб у БКО (Бюро кредитных историй). Гражданин может мониторить кредитный статус там. Если закон примут, то это станет не нужно - будут "Госуслуги", которые сообщат клиенту о положении дел уведомлением. Это, конечно, удобнее. Инициатива разумная и правильная", - пояснил Павел Катков.
Уведомления на "Госуслугах" удобны тем, кто зарегистрирован на портале. Ефим казанцев рассказал, как быть гражданам, не имеющих аккаунта: "Использование портала госуслуг является правом, а не обязанностью граждан. Если гражданин по каким-то причинам не хочет пользоваться этим сервисом, он может этого не делать. Можно посоветовать таким гражданам периодически заглядывать на сайт службы судебных приставов и проверять, не возбуждено ли в их отношении исполнительное производство по кредиту, о котором они не знали".
Представители банков и финансовых ассоциаций не ответили на вопросы ComNews.
Павел Королев