Минцифры вместе с НИИ радио (НИИР) и ФСБ обсуждают внедрение отечественной платформы eSIM, сообщили «Известиям» в министерстве. На территории НИИР планируется развернуть пилотную зону с российским программно-аппаратным комплексом, к которому смогут подключиться операторы, чтобы протестировать инфраструктуру в работе виртуальных SIM-карт, отметили в ведомстве.
— Только отечественные оборудование и программное обеспечение дают полную гарантию безопасности при использовании на объектах критической инфраструктуры, — подчеркнули в пресс-службе министерства.
К такой платформе относится и оборудование сотовых операторов. Функционал и сроки развертывания eSIM-платформы в Минцифры не уточнили.
«Известия» направили запрос в ФСБ.
Пилотная зона создается для выбора оптимального варианта архитектуры и состава элементов отечественной экосистемы eSIM, сообщили «Известиям» в НИИР.
— Элементы — это российские разработки. Речь идет о программно-аппаратных комплексах, национальном корневом удостоверяющем центре и системе криптозащиты информации. На платформе будет тестироваться отечественное оборудование (прежде всего различные датчики, счетчики, планшеты и т.д.). В него могут быть встроены либо наши чипы eSIM, либо зарубежные, которые соответствуют нашей спецификации по информационной безопасности, — отметили в пресс-службе организации.
Одна из функций отечественной системы — загрузка в смартфоны профилей операторов, то есть подключение новых виртуальных симок к сотовым сетям, отметил знакомый с ситуацией источник на рынке связи. Для этого используется зарубежное ПО — под давлением санкций или в инициативном порядке разработчики могут отозвать сертификаты на него, и загружать в смартфоны профили для eSIM будет невозможно, объяснил он.
Того, что eSIM в какой-то момент нельзя будет установить на телефон, опасаются и операторы.
— Риск блокировки eSIM не распространяется на уже работающие виртуальные карты — после активации с точки зрения функционала это обычные SIM-карты, — объяснил представитель Tele2.
Но неподключенные eSIM (то есть сгенерированные оператором и хранящиеся на платформе профили) могут быть деактивированы под разными предлогами, добавляют в компании. Такой риск есть, поскольку на платформах используются западные сертификаты, уточнили в Tele2.
Другие опрошенные «Известиями» операторы утверждают, что уже загруженным eSIM ничего не угрожает, поскольку оборудование для их обслуживания установлено в РФ.
— Но если перестанет работать софт на нем, при покупке нового аппарата, потере или поломке старого вы не сможете восстановить привязанный к eSIM номер. Кроме того, в РФ по параллельному импорту поставляют iPhone 14, предназначенные для американского рынка, а они могут подключаться к сотовым сетям только по eSIM, то же самое касается некоторых моделей смарт-часов, — рассказал гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.
Но основные проблемы в перспективе могут быть связаны даже не со смартфонами, а с различными устройствами интернета вещей: датчиками, контроллерами промышленного оборудования. Множество таких устройств используют eSIM, обычную симку в них просто нельзя вставить, а значит, невозможность активации виртуальных создаст серьезные проблемы для промышленности, опасается эксперт.
По словам представителя МТС, операторы, ознакомившись с разработанной НИИР концепцией, предлагают обсудить и доработать ее.
— Для обеспечения информационной безопасности операторам представляется целесообразным создавать собственные территориально распределенные и отказоустойчивые решения вместо единой централизованной системы, — считает он.
Из-за отсутствия российского коммуникационного и абонентского оборудования и состояния производственной базы развернуть отечественную экосистему eSIM вряд ли будет возможно в предложенные сроки, то есть до 2025–2027 годов, сомневается один из участников рынка.
— Мы готовы участвовать в пилоте отечественной платформы eSIM. В этом вопросе также важно синхронизировать позиции с производителями устройств, так как eSIM является составной частью самого гаджета, — отметили в пресс-службе «Вымпелкома».
«Мегафон» открыт к обсуждению альтернативных решений для eSIM, сообщили в его пресс-службе.
При этом, сколько eSIM используется сейчас в РФ, операторы не раскрывают. По оценке Mobile Research Group, по итогам 2022 года на руках у россиян было 12–13 млн таких аппаратов. Только за прошлый год в РФ было продано около 2 млн смартфонов с поддержкой eSIM, рассказывает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
IPhone 14, у которого нет физической SIM-карты, начали завозить в РФ осенью 2022 года — продано уже около 100 тыс. таких аппаратов, утверждает он. По оценке Mobile Research Group, eSIM в нашей стране активированы примерно на 8% смартфонов. Правда, не все они российские, среди них есть номера зарубежных операторов, которые граждане покупают, чтобы сократить расходы на роуминг, отмечает Эльдар Муртазин.
— В январе-феврале этого года в целом в России продано порядка 550 тыс. устройств с поддержкой eSIM (как в дополнение к обычной SIM-карте, так и работающие только на eSIM) — это примерно 12% от общего объема рынка аппаратов в стране, — рассказали в «М.Видео-Эльдорадо».
С eSIM потребителям в основном доступны девайсы от Apple, флагманы и складные смартфоны от Samsung. Самым продаваемым в этом году стал iPhone 13 (128 Гб), затем следуют iPhone 11 (128 и 64 Гб) и iPhone 14 (128 Гб), утверждает представитель объединенного ритейлера. В его рознице покупателям iPhone 14 доступны три версии — nano-SIM и eSIM, две nano-SIM, а также только eSIM. На модели с одной физической картой приходится 70% приобретенных устройств, 20% — на девайсы с двумя nano-SIM, на устройства только с поддержкой виртуальной SIM приходится не более 10%, утверждает представитель «М.Видео-Эльдорадо».
Большинство российских абонентов все-таки использует аппараты с физической SIM-картой: в каких-то она дублируется eSIM, в каких-то нет, отмечает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.
Очевидно, что невозможность подключить номер по eSIM — не самая большая гипотетическая проблема для пользователей, рассуждает юрист. Гораздо более болезненным стало бы закрытие доступа к хранилищам фотографий и видео, музыкальным сервисам и магазинам приложений, считает он.
Валерий Кодачигов