Выручка ABBYY по итогам 2017 года выросла на 25%, рассказал “Ъ” гендиректор группы компаний ABBYY Ульф Перссон. Абсолютные показатели компания не раскрывает. Около 60% выручки ABBYY приходится на рынки США и Европы, говорит господин Перссон. «В 2017 году мы завершили ряд важных и больших проектов в США, Европе, Австралии и других странах. Они и стали ключевым драйвером роста на развивающемся глобальном рынке интеллектуальной обработки информации»,— уточнил он. В частности, «существенным источником дохода» остается лицензирование технологий для Fujitsu, Canon, Epson, Hewlett-Packard, Panasonic, Samsung, Xerox и других. В последние годы ABBYY фокусируется на корпоративных продажах, и в 2017 году на этот сегмент приходилось более 90% продаж группы.
ABBYY зарабатывает на лицензировании технологий для разработчиков, корпоративных решениях по потоковому вводу данных и программах для распознавания текстов и работы с PDF. Основатель компании — российский бизнесмен Давид Ян. Доля, принадлежащая господину Яну и его семье, не превышает 50%, рассказывал он «Ведомостям». Около 7% компании у Mint Capital, меньше 5% у Fujitsu.
Нарастить выручку позволила, в числе прочего, проведенная в компании реорганизация, утверждает Ульф Перссон. Все 16 представительств ABBYY в 13 странах были интегрированы между собой, а локальные функции ключевых департаментов компании — разработки, продаж, маркетинга — стали глобальными. Реорганизация — часть решения поставленной задачи удвоения выручки ABBYY в ближайшие годы, отмечает господин Перссон. Кроме того, в прошлом году был запущен процесс по разделению ABBYY и ее «дочки» на рынке лингвистических услуг и технологий ABBYY Language Solutions, объединившейся с компанией «Трактат». Объединенная компания готовится представить свой новый бренд, и он уже не будет включать в себя бренд ABBYY, уточнил топ-менеджер.
Как сообщал ранее “Ъ”, не все российские IT-компании сохраняют позиции за рубежом: так, выручка «Лаборатории Касперского» в Северной Америке по итогам 2017 года снизилась на 8%. Но бизнес ABBYY совершенно не чувствителен к теме информбезопасности, отмечает партнер Flint Capital Андрей Гершфельд. «Их продукты продают крупные интеграторы и посредники, большая доля их выручки — лицензионные продажи. Конечный покупатель видит в первую очередь бренд интегратора, консультанта и того, кто внедряет, и может даже не знать, что используется софт от ABBYY»,— поясняет он. Технологии ABBYY — «мирного» назначения, в отличие от софта от игроков на рынке информбезопасности, в этом смысле компании «значительно легче дышится на западных рынках», согласен партнер iTech Capital Алексей Соловьев. Рост выручки компании он связывает и с оптимизацией: Ульф Перссон, возглавивший ABBYY в январе 2017 года и руководящий венчурным фондом Mint Capital, который инвестировал в компанию еще в начале 2000-х, оказался «отличным кандидатом на привнесение новой волны».
Роман Рожков