Абоненты российских сотовых операторов пользуются связью в 93% поездок, но при этом 77% из них не интересуются информацией об использовании сотовой связи в роуминге, говорится в исследовании GFK. Лишь 7% абонентов перед поездкой уточняют информацию об условиях роуминга конкурирующих операторов. О туристических сим-картах знают 17% абонентов, однако лишь 2% пользуются ими в поездках.
О тарифных опциях операторов осведомлены не более 16% россиян, а пользуются ими около 3%. В прошлом году 30% абонентов воспользовались альтернативными источниками связи во время поездок, что на 20% меньше, чем в 2009 году. В то же время выросла активность пользователей Skype — 13% (против 8% в 2009 году). Представитель Skype связывает это с распространением смартфонов, а также с поддержкой Skype основными типами мобильных платформ.
Операторы не раскрывают доходы от роуминга, но, как рассказывали ранее источники "Ъ", близкие к "большой тройке", в 2009 году из выручки МТС от мобильного бизнеса в РФ — 209,28 млрд руб.— на роуминг приходилось 4,8%, у "ВымпелКома" — 3,4% из 195,8 млрд руб., у "МегаФона" — 2% из 181,883 млрд руб.
Цены на роуминг — болезненная тема для сотовых операторов. Еще два года назад премьер-министр Владимир Путин поручил Федеральной антимонопольной службе (ФАС) проверить обоснованность роуминговых тарифов, которые оказались в три-шесть раз выше, чем у европейских операторов. Дело в том, что еще в 2007 году промышленный комитет Европарламента постановил, что в сетях европейских операторов минута исходящей связи в роуминге не может стоить дороже €0,4, а входящей — дороже €0,15.
ФАС возбудила дело в отношении "большой тройки" (МТС, "МегаФон", "Вымпелком"). Первым о снижении цен объявил "МегаФон" — в декабре прошлого года оператор ввел для своих абонентов единый евротариф (за исключением Албании и Боснии и Герцеговины), в котором стоимость звонков в роуминге снижена до 6 руб. за минуту, а также снизил тарифы на передачу данных и SMS-сообщений в роуминге. МТС и "Вымпелком" ответили введением специальных дополнительных опций ("Ноль без границ" — МТС; "Соблазнительный роуминг" — "Вымпелком"), позволяющих снижать расценки на отдельные услуги в некоторых странах.
Новогодние праздники, во время которых, по оценке МТС, все операторы продемонстрировали сопоставимый рост потребления услуг связи в роуминге, показали, что клиенту неважно, каким образом оператор снижает цены, утверждали ранее в МТС (см. "Ъ" от 13 февраля). Абоненты активно пользуются опциями, снижающими стоимость услуг в роуминге, спорит представитель "Вымпелкома" Анна Айбашева. В новогодние праздники голосовой трафик вырос на 53%, SMS-трафик — на 5%, а средний интернет-трафик пользователя — в 10-15 раз выше, чем в прошлом году, говорит она.
Сегодня "Вымпелком" объявит о запуске новой услуги, в рамках которой тарификация мобильного интернета снижается в 25 раз в странах Европы и Юго-Восточной Азии, в 10 раз — в странах СНГ, сообщили в пресс-службе оператора.
Владислав Новый, Владимир Лавицкий