Абонентам выписали неактивные счета. На "дочку" "Скай Линка" пожаловались в Генпрокуратуру

Сотовые операторы осваивают новые методы борьбы с неактивными абонентами. "Московская сотовая связь" (столичная "дочка" "Скай Линка") пытается взыскать многотысячные штрафы со своих клиентов, которые перестали пользоваться связью, но при этом не расторгли соглашение с оператором. Сотовые компании и сейчас списывают деньги со счетов абонентов, но, как правило, исключительно до достижения нулевого баланса.

В распоряжении "Ъ" оказалось несколько коллективных жалоб абонентов МСС в Генпрокуратуру, администрацию президента РФ и Роскомнадзор. В документах говорится, что в адрес абонентов МСС, заключивших договоры в период с 2008 года, поступают телефонные звонки и письма с угрозами (внесение данных в "Бюро кредитных историй", ограничение права выезда за границу) от коллекторского агентства ООО "М.Б.А, Финансы". Коллекторы требуют погасить задолженность за услуги связи перед МСС, а также возместить расходы за издержки по взысканию долгов. "Рассылка писем носит массовый характер и затрагивает права нескольких тысяч граждан,— заявил "Ъ" лидер инициативной группы Иван Глазков.— Лично моя "задолженность" составляет 11,8 тыс. руб., из которых 4,9 тыс. руб. приходится на услуги коллекторов".


Согласно договору, после того как на счете абонента закончились деньги, МСС еще в течение двух месяцев списывала 80% абонентской платы, а потом расторгала договор в одностороннем порядке. Причем в течение этого времени никто не уведомлял абонентов о растущей задолженности, утверждает господин Глазков. По его словам, ни в основном договоре, ни в приложении к нему ничего не сказано о том, что оператор имеет право на такие действия и уж тем более имеет право разглашать персональные данные без согласия абонента третьим лицам, в данном случае коллекторам.


"Действия компании правомерны и соответствуют законодательству",— настаивает директор по связям с общественностью "Скай Линка" Ольга Пестерева. С января 2007 года всеми тарифными планами оператора предусмотрено начисление в течение 60 дней платы за резервирование абонентского номера при возникновении задолженности абонента. Со стороны МСС оповещение абонентов об изменениях было опубликовано в СМИ (в газете "Газета" от 20 ноября 2007 года), рассылалось через SMS-уведомления и было размещено на официальном сайте, утверждают в "Скай Линке".


Госпожа Пестерева подтверждает, что в связи с ростом абонентской задолженности в 2009 году (ее размер не раскрывается) компания обратилась в коллекторское агентство. В агентстве "М.Б.А, Финансы" не ответили на письменный запрос "Ъ".


Практика привлечения коллекторских агентств для взыскания задолженности за услуги связи опробована операторами еще несколько лет назад. "Коллекторам передают долги системы post-paid (абонент сначала пользуется услугами, а затем оплачивает счет.— "Ъ") абонентов, если те после нескольких предупреждений со стороны оператора отказываются оплачивать счета за связь, выставленные по итогам месяца",— говорит пресс-секретарь "Вымпелкома" Ксения Корнеева. На post-paid оператора приходится около 3% его абонентской базы, указывает она.


МТС, "Вымпелком" и "МегаФон" уверяют, что, если абонент не пользуется услугами оператора в течение нескольких месяцев, после этого с его счета списывается так называемая плата за неактивность, но только до достижения нулевого баланса.


Адвокат юридической компании "Юков, Хренов и партнеры" Алина Топорнина говорит, что списания "в минус" законны, если это было предусмотрено договором и он действовал на момент списания. "В случае со "Скай Линком" необходимо смотреть, корректно ли компания внесла соответствующие изменения в договор, предусматривал ли он изначально возможность одностороннего изменения, уведомил ли оператор должным образом абонента",— поясняет госпожа Топорнина.


Инна Ерохина, Анна Балашова

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: СкайЛинк Москва