Большинство российских абонентов, воспользовавшихся услугой переноса номера (Mobile Number Portability, MNP) в первой половине 2014 г., перешли к "Мегафону". Это следует из данных, которыми поделились с "Ведомостями" сотрудники двух компаний, пользующихся базой данных о перенесенных номерах, которую ведет Центральный НИИ связи (ЦНИИС). На втором месте по количеству перенесенных номеров оказался крупнейший российский сотовый оператор МТС, на третьем - "ВымпелКом", на четвертом - Tele2. К началу этой недели расстановка сил не изменилась, следует из материалов еще одной компании, также использующей базу данных ЦНИИСа.
Расклад именно таков, подтвердили "Ведомостям" люди, близкие к двум операторам сотовой "большой тройки", и чиновник одного из профильных ведомств. Представители ЦНИИСа отказались от комментариев.
Официально ЦНИИС называет лишь общее количество заявок на перенос номера, поданных российскими абонентами, и число тех, что удовлетворены. Согласно этим данным, к концу июня 2014 г. в России было перенесено чуть более 360 000 мобильных номеров, а вчера их было уже 509 298. Это данные с начала декабря 2013 г., когда услуга MNP заработала. По оценке AC&M-Consulting, в конце I квартала 2014 г. российские операторы обслуживали 241,5 млн активных sim-карт (у многих абонентов по несколько sim-карт). Выходит, за восемь с половиной месяцев услугой переноса номера воспользовались владельцы 0,2% из них. За это время операторы "большой тройки" подключили около 75 млн абонентов, значит, доля тех, кто воспользовался MNP, не превышает 0,7% от всех подключившихся, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников.
Сами операторы не делятся информацией о том, сколько абонентов к ним пришло со своими номерами и сколько ушло. Люди, близкие к двум операторам "большой тройки", и чиновник профильного ведомства утверждают, что "Вымпелком" и Tele2 приобрели абонентов меньше, чем потеряли. Это следует и из материалов компании - партнера нескольких российских сотовых компаний. Но пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева опровергает предположение о том, что этот оператор пока проигрывает от введения MNP. Небольшой минус на массовом рынке отмечался лишь в первые месяцы после введения в России этой услуги, да и то колебания абонентской базы "Вымпелкома" были ниже 0,01%, утверждает она. Теперь же ситуация выравнивается, и в ряде регионов приток больше оттока, так что в целом сохраняется баланс. А корпоративные клиенты перетекают к "Вымпелкому", говорит Айбашева.
Услуга MNP интересна только нескольким процентам российских абонентов, считает представитель Tele2 Константин Прокшин: количество перенесенных номеров пока "укладывается в статистическую погрешность" и не влияет на абонентскую базу. Основная причина ухода абонентов от Tele2 - желание иметь более быстрый интернет-доступ (оператор лишь недавно обзавелся лицензиями на 3G и 4G, объединившись с мобильными активами "Ростелекома"), а прихода - низкие цены на связь, считает Прокшин.
Миграции абонентов, воспользовавшихся MNP, слабо связаны с реальными бизнес-показателями операторов, считает Солодовников из МТС. Во II квартале 2014 г. абонентская база МТС увеличилась к уровню годичной давности на 5,6 млн человек - больше, чем у кого-либо из конкурентов, приводит он пример. И это в 11 раз больше, чем те 0,5 млн абонентов, которые перенесли номера.
Валерий Кодачигов