Между тем общее количество абонентов МТС на конец июля 2010 года по всем странам присутствия (Россия, Украина, Узбекистан, Туркменистан, Армения, Белоруссия) составило 103,8 млн человек. Общее количество абонентов второй по величине компании «ВымпелКом» (бренд «Билайн») составило 67,89 млн человек (Россия, Казахстан, Украина, Таджикистан, Узбекистан, Армения, Грузия). На 31 июля 2010 года консолидированные данные по абонентской базе «МегаФона» по России, Таджикистану и Абхазии составили 54,9 млн человек.
При этом общее количество абонентов МТС в России составило 69,29 млн человек (незначительно сократилось с 69,84 млн человек на конец мая), абонентов «МегаФона» – 54,42 млн человек (52,66 млн человек на 31 мая), абонентов «Билайна» в России на конец июля 2010 года насчитывалось 51,38 млн человек (в мае – 50,95 млн). «МегаФон» по-прежнему увеличивает отрыв от «Билайна», превращаясь во второго по величине абонентской базы сотового оператора России (тем не менее «Билайн» остается вторым крупнейшим игроком на постсоветском пространстве после МТС). Четвертым крупным игроком в России является Tele2 с 16,95 млн абонентов (16,10 млн на конец мая).
Таким образом, на всех остальных операторов сотовой связи России приходится около 23,49 млн человек, что на 5,31 млн больше аналогичного показателя на 31 мая 2010 г. Между тем в конце июля «Уралсвязьинформ» имел 5,53 млн абонентов (рост на 140 тыс. абонентов за два летних месяца), «Сибирьтелеком» – 5,39 млн человек (–45 тыс. ), НСС – 3,75 млн абонентов (+50 тыс.), СМАРТС – 2,5 млн человек (–120 тыс.), «Сотовая Связь «МОТИВ» – 1,95 млн человек (+60 тыс.), и замыкает десятку крупнейших региональных операторов дальневосточная «Новая телефонная компания» с 1,42 млн человек (+27 тыс.). Справедливости ради стоит включить в этот список и самого крупного российского CDMA-оператора «Скай Линк», имеющего более 1,28 млн абонентов в 36 регионах РФ.
Сотовый рынок Москвы на конец июля 2010 г., по версии AC&M Consulting, выглядит следующим образом: общее количество мобильных пользователей в Москве составило 33,33 млн человек при проникновении 196,2 %. Здесь сосредоточено 12,88 млн абонентов МТС (–650 тыс. человек по сравнению с маем 2010 г.), 11,98 млн абонентов «Билайна» (+420 тыс.) и 7,9 млн абонентов «МегаФона» (+300 тыс.). При этом на «Билайн» пришлось 65 % всех новых подключений июля, а на «МегаФон» – оставшиеся 35 %. Ни у «Скай Линка», ни у МТС положительного роста абонентской базы по Московскому региону зафиксировано не было.
Что касается сотового рынка Санкт-Петербурга, то общее количество мобильных пользователей на конец июля 2010 года здесь составило 12,32 млн абонентов при проникновении 194,3 %. В отчете AC&M Consulting указывается, что по итогам июля 61 % всех новых подключений пришелся на «МегаФон», 20,1 % на МТС и 18,9 на Tele2.
Структура рынка сотовой связи Санкт-Петербурга на 31 июля 2010 г.
(данные AC&M Consulting)
Об итогах развития сотового рынка России в 2009 году, по версии AC&M Consulting, можно ознакомиться в материале рубрики «Мобильная связь» от 25 января 2010 г.
Кроме того, недавно AC&M Consulting опубликовало результаты своего исследования российского рынка VAS-услуг (Value Added Services – услуги с добавочной стоимостью). Согласно ему общий объем этого рынка в России по итогам 1-го квартала 2010 года составил 36,89 млрд рублей (или $1,234 млрд), при этом темпы его роста сократились более чем в два раза с 13 % в 4-м квартале 2009 года до 6,3 % в 1-м квартале этого года. Во многом это вызвано активизацией борьбы сотовых операторов с VAS-мошенниками (см. материал рубрики «Рынок VAS» от 10 февраля 2010 г.). С этим же связано и снижение объемов сегмента контента на 2 %, в то время как сегменты передачи данных, мессенджинга и прочих VAS-услуг по итогам первого квартала 2010 года только выросли. При этом VAS ARPU составило 58,8 рубля ($2), а доля VAS-услуг в общей структуре доходов российских операторов достигла рекордного значения в 22,4 % (20,4 % в 4-м квартале прошлого года). Если обратиться к структуре доходов, то «МегаФон» занимает 25 % рынка VAS-услуг (по доходам), на МТС приходится 23,8 %, а на «Билайн» – 22,4 %.