Общий объем рынка в IV квартале 2009 года составил около 34,72 млрд рублей ($1,077 млрд), что на 13 % больше показателей III квартала (30,73 млрд рублей или $980,5 млн). На последний квартал прошлого года ARPU абонентов сотовых операторов по VAS-услугам составило 56,2 рубля, что на 9,9 % больше показателей III квартала (51,2 рубля). При этом доля VAS-услуг в общем доходе операторов впервые достигла 20,7 % (на III квартал 2009 года – 18,1 %).
Что касается сегментирования рынка, то общие доходы от передачи контента составили 10,246 млрд рублей, показав рост в 23,7 % (8,231 млрд рублей). В отчете AC&M Consulting в разделе передачи контента в том числе обозначено и Mobile TV. Напомним, что тестовую услугу мобильного телевидения по технологии DVB-H (Digital Video Broadcasting – Handheld) оказывает в Москве «Билайн» (см. новость раздела «Мобильная связь» от 9 декабря 2009 г.). Уже более года назад «МегаФон» запустил услугу «Видео-портал» (см. новость раздела «Мобильная связь» от 24 февраля 2009 г.) и на начало февраля 2010 года набрал 150 тыс. пользователей (средняя продолжительность сессии просмотра при этом составляет 8 минут). Услуги мобильного телевидения в коммерческой эксплуатации на основе сетей CDMA/EV-DO предлагает и «Скай Линк».
Доходы от иных дополнительных услуг (в исследовании они обозначены как Other VAS revenue), наиболее интересными из которых являются VoIP, FMC, PTT, CSD, m-Commerce, составили 1,312 млрд рублей, что на 19,4 % больше доходов в III квартале 2009 года. Интересно, что по итогам предыдущего III квартала этот сегмент вырос лишь на 0,1 %.
В отчете AC&M Consulting указывается, что к прочим VAS-услугам относится и VoIP-телефония, возможно, поэтому доля «МегаФон» составляет больше 50 %. Напомним, что еще летом 2009 года оператор начал тестовую эксплуатацию VoIP-сервиса «Мультифон» (см. новость раздела «Мобильная связь» от 28 июля 2009 г.). «МультиФон Лайт» представляет собой сервис обмена мгновенными сообщениями (Instant Messaging), голосовые VoIP-вызовы, видеозвонки, управление адресной книгой (контакт-листом), синхронизация адресной книги с MS Outlook, поиск других пользователей услуги. «В целом с точки зрения бизнес-модели и основного функционала «МультиФон» ничем не отличается от продуктов, уже давно и успешно работающих на рынке VoIP, – «Mail.Ru Агента», Skype и других, – рассказала тогда вице-президент Mail.ru Анна Артамонова. – Тут интереснее другое – сотовые операторы всегда традиционно борются с VoIP-программами, т. к. они составляют серьезную конкуренцию традиционной мобильной голосовой связи. При этом логичный путь развития таких программ, как «МультиФон», – это портирование на мобильные устройства, и с распространением высокоскоростных каналов мобильного Интернета (в частности, 3G) они будут становиться все более востребованными. Как «МегаФон» будет увязывать друг с другом эти два, в общем-то, конфликтующих продукта – неясно». Тем не менее «большая тройка» стремится ограничить использование Skype-клиента в своих сетях, только у «Скай Линка» в Москве есть специальная тарифная опция «Безлимитный Skype» (см. новость раздела «Мобильная связь» от 27 января 2010 г.), которая может быть подключена к имеющемуся тарифному плану «Скай Линк» и обеспечивает безлимитный доступ к приложению Skype.
Что касается распределения рынка по доходам среди российских сотовых операторов, то по итогам IV квартала 2009 года МТС располагал 22,5 % долей рынка (в III кв. 19,4 %), за ним практически вплотную следует «МегаФон» с 22,4 % (в III кв. 20,2 %), уже после «ВымпелКом» – с 19,2 % (на III кв. 15,9 %).
Рыночные доли VAS-услуг российских операторов по итогам
IV квартала 2009 года, в сравнении с III кв. (данные AC&M Consulting)