О том, что крупнейшие производители процессоров AMD и Intel приостановили поставки своей продукции в Россию, РБК рассказали два источника на ИТ-рынке.
По словам одного из них, эти компании в устной форме сообщили российским производителям, что продукция AMD и Intel временно не поставляется на территорию России. Китайские партнеры уже получают уведомления от локального офиса Intel о запрете на поставки процессоров в Россию, дополнил он. Приостановку поставок процессоров от AMD и Intel подтвердил и представитель Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ).
Представитель Intel в России не ответил прямо на вопрос, остановили ли они поставки процессоров, но сообщил, что «компания внимательно следит за ситуацией и обеспечивает соблюдение применимых санкций и правил экспортного контроля, включая новые санкции, введенные OFAC, и правила, изданные BIS (бюро индустрии и безопасности при Министерстве торговли США, которое является регулятором в области экспортного контроля. — РБК)».
Представитель AMD отказался от комментариев. Также поступил представитель Минпромторга России.
25 февраля BIS опубликовало детали новых ограничений на экспорт технологической продукции для отраслей российской промышленности.
Соответствующий документ «в ответ на дальнейшее вторжение России на Украину» вступит в силу 3 марта этого года. Американские компании должны будут получать у властей США лицензии на экспорт в Россию продуктов, подконтрольных BIS, в том числе электроники, компьютеров, авионики, компоненты для аэрокосмической промышленности и др. Предполагается, что США будут давать одобрение на экспорт только в исключительных случаях.
Презумпция отказа не будет применяться только в отношении поставок, необходимых для обеспечения безопасности гражданских полетов, безопасности на море, гуманитарных нужд, российско-американского сотрудничества в освоении космоса, работы российских «дочек» западных корпораций.
При этом для «потребительских коммуникационных устройств» — персональных компьютеров, модемов, мобильных телефонов и цифровых камер — Минторг США сделал исключение, эти устройства могут свободно поставляться в Россию для использования физлицами, кроме российских властей и целого списка чиновников, включая президента, премьер-министра, вице-премьеров, федеральных министров, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, главных редакторов и заместителей главредов государственных СМИ. Запрет будет распространяться не только на поставки высокотехнологичных товаров американского производства, но и на все товары, в которых используются американские технологии.
Intel и AMD — крупнейшие производители чипов в мире. Среди российских компаний их продукцию используют производители компьютеров, моноблоков, систем хранения данных и другой электронной техники. Кроме того, процессоры Intel и AMD используются в суперкомпьютерах «Сбера», МГУ, «Яндекса» и МТС.
По словам одного из собеседников РБК на ИТ-рынке, новые правила игры пока до конца непонятны. «Возможно, для поставок компьютеров, серверов, программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования и т.д. российским компаниям потребуется получать экспортную лицензию. Процесс ее получения занимает от одного до шести месяцев, но гарантий на положительный результат нет. И если на каждый заказ надо будет получать экспортную лицензию в BIS, это будет очень тяжелая история для игроков рынка», — отметил собеседник РБК.
Источник РБК, близкий к одному из российских производителей, говорит, что ограничения не распространяются на потребительский сегмент конечных устройств. «Однако все, что касается промышленного сегмента, попадает под запрет, в том числе ввоз производственного оборудования и комплектующих, что однозначно негативно скажется на производстве внутри страны», — сказал собеседник РБК.
Однако другой участник рынка говорит, что, несмотря на то что некоторые производители иностранной вычислительной техники заявляют, что запрет не должен касаться поставок собранных компьютеров, впоследствии они могут пересмотреть свою позицию, поскольку «внутри этих компьютеров есть санкционные компоненты, не подлежащие реэкспорту». В то же время он отметил, что в последние годы благодаря поддержке Минпромторга и Минцифры разработка российской микроэлектроники «достаточно серьезно подтянулась» и задача создания альтернативы процессорам Intel и AMD «вполне реальна».
По словам Максима Копосова, директора компании «Промобит» (производитель серверов и СХД BITBLAZE на российских процессорах «Эльбрус»), то, как именно будут работать ограничения и где будет проводиться граница между потребительскими коммуникационными устройствами и вычислительной техникой, например серверами и видеоускорителями, — покажет практика.
«Российские производители и заказчики будут искать способы работы в новых условиях. Где возможно — через увеличение использования российских или неамериканских комплектующих или через использование оставленных Минторгом США исключений», — сказал Копосов.
При этом один из собеседников РБК указал, что российские компании могут пытаться покупать иностранные процессоры по каким-то альтернативным каналам, например у китайских компаний. «Здесь все будет зависеть от направленности бизнеса: если основной заказчик компании из США и Европы, то они будут очень неохотно сотрудничать с Россией, потому что это может нарушить их основной бизнес. Если основной бизнес — это внутренний рынок, то российским производителям могут помочь межправительственные соглашения», — говорит источник РБК.
Использование российских процессоров, по его словам, может быть осложнено, если тайваньская фабрика TSMC, на которой производятся российские процессоры «Эльбрус», Baikal, «Скиф» и др., откажется работать с ними. В этом случае их производство может остановиться, поскольку перенести его на другую фабрику «очень затруднительно», пояснил собеседник.
В пятницу, 25 февраля, «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в правительстве писал, что российские разработчики микроэлектроники получили уведомление от TSMC о том, что американские власти требуют от компании прекратить сотрудничество с российскими контрагентами. Позже Reuters сообщил, что TSMC обещает полностью выполнять новые правила экспортного контроля. В ответ на вопрос РБК о том, означает ли это, что TSMC не будет поставлять продукцию российским компаниям, представитель вендора сказал, что они «не комментируют спекуляции и рыночные слухи».
Гендиректор «Норси-Транс» (производит оборудование на российских процессорах) Сергей Овчинников говорит, что пока не было никаких официальных заявлений со стороны TSMC о том, что они блокируют производство российских процессоров. Также он сообщил, что, если такой запрет появится, есть «другие китайские фабрики». По его мнению, отказ от поставок продукции Intel и AMD приведет к серьезному дефициту серверов, так как объемы производства процессоров отечественными компаниями «не смогут покрыть потребности рынка».
В конце января, оценивая риски запрета на поставки в Россию высокотехнологичной продукции с использованием американских технологий, собеседник РБК на рынке вычислительной техники говорил, что в любой электронной продукции «используются решения из США». Среди последствий подобных санкций эксперты называли осложнение поставок компонентов и, как следствие, повышение их стоимости. По оценке одного из участников рынка, цены на всю технику могут вырасти «минимум на 30%».
Представители «Аквариуса», GS Group, МЦСТ (разработчик процессоров «Эльбрус») «Байкал Электроникс» (разрабатывает одноименные процессоры), IVA Technologies и «Яндекса» отказались от комментариев. РБК направил запрос НПЦ «Элвис», НТЦ «Модуль», «КНС Групп» (производит серверы под брендом Yadro), МТС и Сбербанк, а также Huawei, Honor, HP и еще нескольким зарубежным производителям электроники.
Тимофей Корнев