Начнут с GPS
На брифинг в здание правительства РФ господин Рогозин прибыл в сопровождении главы Федерального космического агентства (Роскосмос) Олега Остапенко. "Мы неоднократно говорили нашим коллегам и на политическом, и на уровне специалистов Роскосмоса, что санкции — это всегда бумеранг, они всегда возвращаются обратно",— заявил вице-премьер, отметив, что "российская политика будет строиться по принципу заявления в ответ на заявление и действия в ответ на действие".
Первыми, по словам господина Рогозина, могут пострадать 11 наземных станций системы глобальной навигации GPS, которые располагаются на территории России по соглашениям от 1993 и 2011 годов. "С 1 июня мы приостанавливаем работу американских станций",— сказал Дмитрий Рогозин. Формальным поводом для такого шага стали непонятные для Москвы проволочки с размещением аналогичной аппаратуры (дифференциальной коррекции) российской навигационной системы ГЛОНАСС на территории США, хотя Роскосмос еще в начале года направил в Вашингтон все необходимые документы для получения разрешения на их развертывание. "Мы приступаем к переговорам с США, отводим три месяца. Надеемся, что в ходе этих переговоров будут найдены решения, которые позволят восстановить пропорциональное сотрудничество. Если же нет, то с 1 сентября работа этих станций будет прекращена окончательно".
Как рассказал высокопоставленный источник "Ъ" в Роскосмосе, за функционирование станций GPS в России отвечает геофизическая служба РАН, осуществляя контроль исходящего трафика системы. "Информация с этих станций переправляется в сейсмологическую службу США, что не противоречит никаким договоренностям, но в то же время она дублируется в Министерство внутренней безопасности США, что вызывает определенную озабоченность,— говорит он.— При поступлении команды трафик будет перекрыт". Впрочем, по словам собеседника "Ъ", этот жест является больше политическим, поскольку количества станций, находящихся на сопряженных с Россией территориях, "более чем хватает для выполнения калибровки космических аппаратов системы GPS". Сам глава Роскосмоса Олег Остапенко заявил "Ъ", что "намерений создавать конфликтную ситуацию ни у кого нет": "Мы просто будем адекватно реагировать на обстановку".
Примечательно, что позицию об отключении станций GPS не разделил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. "Это все-таки глобальная система позиционирования, она пользователям выгодна, и российским в том числе",— заявил он вчера, отметив, что слова господина Рогозина были, возможно, его личной позицией. Но это практически сразу опровергла пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова, отметившая, что все слова вице-премьера были согласованы с главой правительства Дмитрием Медведевым и это как раз господин Мантуров высказал свою личную позицию, вероятно, не зная об уже принятом решении. Сам Дмитрий Рогозин, по сведениям "Ъ", вчера сделал министру замечание, порекомендовав "не выступать в качестве "пятой колонны"".
Потребителей санкции не коснутся
Российские эксплуатанты системы GPS последствий отключения станций не ожидают. Руководитель российского представительства одного из производителей смартфонов отмечает, что наземные станции GPS нужны для корректировки сигнала, поэтому имеют "вторичную, поддерживающую функцию". "Пока смартфон будет видеть спутники GPS, сигнал будет",— говорит собеседник "Ъ". Руководитель представительства Lenovo в России и СНГ Глеб Мишин говорит, что пользователи бытовых навигационных устройств не заметят остановки наземных станций GPS. "Для бытовых устройств их отключение не критично. Например, при использовании навигации на смартфонах координаты определяются по спутникам GPS, ГЛОНАСС, по базовым станциям GSM и по карте",— пояснил собеседник "Ъ". Однако ГЛОНАСС пока так и не стала полноценной заменой GPS, отмечает президент "Евросети" Александр Малис: "Мы видим, что смартфоны, которые оснащены модулем ГЛОНАСС в качестве приоритетной системы используют GPS".
По мнению главного аналитика некоммерческого партнерства "Содействие развитию и использованию навигационных технологий" (НП ГЛОНАСС) Андрея Ионина, решение о закрытии в России станций калибровки GPS "касаются только разработчиков спутников навигационных систем, а гражданские пользователи по всему миру ничего этого не заметят": США имеют сотни станций калибровки сигналов спутников, которые построены более чем за 25 лет. "Для ГЛОНАСС сеть таких станций стали создавать только в середине 2000-х. Сегодня они работают, конечно, на территории России, а также в Бразилии и Казахстане. Несколько станций расположено в Антарктиде",— напомнил господин Ионин.
Требования к США ужесточат
Вице-премьер вчера сообщил также, что Россия не намерена продлевать эксплуатацию Международной космической станции после 2020 года (США предлагают до 2024 года): финансы будут направлены на другие перспективные космические проекты. Планы по своду станции с орбиты существовали и ранее, говорит сотрудник Роскосмоса: "Использовать ее после этого периода крайне нецелесообразно".
Высказались российские чиновники и по ситуации с поставками в США ракетных двигателей НК-33 производства ОАО "Кузнецов" (используются на ракетах-носителях Antares, задействованных, в частности, в программе NASA по снабжению МКС грузами) и РД-180 производства НПО "Энергомаш" (устанавливаются на ракетах Atlas V для вывода на орбиту военных спутников). Ранее министр обороны США Чак Хейгл уже требовал отказаться от их использования, однако, по словам господина Остапенко, американская сторона признала невыгодность отказа от использования российских двигателей. Однако теперь Россия готова поставлять их только при наличии гарантий использования двигателей для запуска исключительно гражданских космических аппаратов. Источники "Ъ" на предприятиях говорят, что от продолжения сотрудничества с Америкой по этим поставкам напрямую зависит их рентабельность. "В США есть несколько носителей, в том числе Delta 4 и Falcon 9, которые могли бы заменить использующиеся сегодня тяжелые ракеты Atlas V, оборудованные российскими двигателями, но говорить о полном отказе от услуг Москвы можно будет только через три-четыре года",— считает советник главы американского космического агентства Джон Лонгсдон.
В Пентагоне и NASA вчера отказались комментировать заявления Дмитрия Рогозина, пояснив, что никаких официальных обращений от российской стороны получено не было.
Иван Сафронов, Влад Новый, Кирилл Белянинов