Для производителей смартфонов, ориентированных на создание недорогих устройств и их реализацию на развивающихся рынках, программа Android One могла стать прекрасным подспорьем. Ту же цель преследовала и компания Google, ныне входящая в холдинг Alphabet Inc.
Все дело в том, что ранее сложилась ситуация, когда каждый малоизвестный локальный производитель фактически делал с ОС Android, на которой должен работать его смартфон, что хотел. Или не хотел. Получалось не всегда хорошо: если по чисто техническим характеристикам устройство было весьма впечатляющим для небольшой цены, то зачастую «криво» поставленная ОС сводила на нет все успехи производителя. И, конечно, это отражалось на потребителе, который ни за что больше не купит смартфон этого бренда.
Кроме того, подобные локальные умельцы просто-напросто засоряли своими нужными и ненужными приложениями и без того небольшую память своих гаджетов, подчас их даже нельзя было удалить.
Что касается самой ОС, то мало того, что она могла быть поставлена не совсем качественно, так и обновлений для нее ждать не приходилось, поскольку они совсем не были предусмотрены хитрым производителем.
Как бы то ни было, на восточно-африканском горизонте появляется сама Google, желая протянуть руку помощи локальному бренду и получить собственную выгоду. Исполнительный директор Google Сундар Пичаи объявляет о старте программы поддержки производителей под названием Android One в июне 2014 года, первой ее целью стала Индия.
Для Google такой шаг стал возможностью продвигать свои наиболее популярные сервисы (Gmail, YouTube) и, безусловно, рекламу на перспективных рынках развивающихся стран.
Во взаимовыгодное сотрудничество с компанией тут же вступили такие производители, как Micromax, Karbonn и Spice Mobile. Вскоре, в сентябре 2014 года, Google показала продукт партнерства с брендами — три смартфона по цене 6400 индийских рупий ($105 на тот момент). Смартфоны получились действительно неплохие для своей цены: 4,5-дюймовый экран, 1 Гб оперативной памяти, 4 Гб — встроенной (естественно, с возможностью расширить ее micro SD картами), а также целых две камеры.
Позже Android One смело выступает с той же программой еще на 19 новых рынков, в числе которых Индонезия, Филиппины, Турция, Египет, Марокко и другие.
Как бы то ни было, успеха продукт сотрудничества Google и локальных производителей не сыскал.
В Индии, например, поставки смартфонов от Micromax, Karbonn и Spice Mobile составили всего 1,2 млн устройств или 3,5% среди устройств низкой ценовой категории. В то же время, поставки смартфонов Redmi той же ценовой ниши от китайской Xiaomi составили целых 7,5% на индийском рынке. Более того, даже Micromax рапортовала о более успешных продажах устройств, не ставших частью программы Android One (около 3 млн реализованных устройств).
Это был серьезный удар для Google. Чтобы хоть как-то вырулить положение, компания решает начать продажи смартфонов по еще более низким ценам. В августе этого года она объявила о планах по продажам устройств дешевле $50.
Тем не менее, даже такая политика не спасла перспективную программу Android One.
Аналитики наперебой объясняли причины неудач Google. Так, одним из пунктов, негативно сказавшемся на продажах, стали строгие условия выбора «начинки» для смартфона производителем.
То есть, Google разрешала покупать только определенные части у определенных производителей. Подобная политика не позволяла брендам искать более дешевые составляющие для смартфонов, которые бы позволили сэкономить еще, например, $1 при производстве каждого экземпляра.
Теперь же стало известно, что Google провела работу над ошибками. Как сообщает Wall Street Journal со ссылкой на источники, компания планирует дать больше свободы производителям в плане подбора «начинки», разрешив им закупать детали у их собственных проверенных поставщиков. Теперь, как рассказал один из источников, производитель сможет выбрать целых пять видов различных камер для своего смартфона.
Кроме этого, сообщается о новом партнере Google. Им станет индийский производитель смартфонов Lava International. Совместный выпуск смартфонов на новых условиях позволит «перезагрузить» Android One и потенциально более успешно продвинуть продукты Google в Индии.
Тем не менее некоторые аналитики уже успели заметить, что обновление программы Android One вряд ли совершит переворот в индустрии смартфонов низкой ценовой категории.
Но что бы ни заявляли эксперты, Сундар Пичаи настроен весьма оптимистично.
Как никак, сам Пичаи родом из Индии, и, по-видимому, это также один из факторов, который заставляет его не отступать от идеи насытить индийский рынок недорогими, но качественными смартфонами, сделав доступ к современным технологиям более широким.
Дмитрий Шестоперов