В Генпрокуратуре вчера прошло межведомственное совещание, на котором представители правоохранительных органов, ЦБ, Минфина и других структур обсуждали методы противодействия потенциально новому виду преступности — анонимным платежным системам, в которых используется так называемая виртуальная валюта, в частности биткоин.
Биткоин (от английского bit — единица информации и coin — монета) — виртуальная криптовалюта одноименной платежной системы, появившаяся в 2009 году. Она формируется специальной компьютерной программой, которую можно скачать на сайте системы. По сути, эта программа является клиентом, при запуске которого компьютер пользователя начинает решать некую математическую задачу. По окончании вычислений на счет пользователя в платежной системе начисляется один биткоин. Биткоины можно обменять на обычную валюту. Возможный потолок эмиссии биткоинов — 21 млн штук. На данный момент выпущено больше половины максимально возможного количества — 11 млн биткоинов. Объем обращающихся биткоинов во всем мире оценивается минимум в $11 млрд.
Вопросы к биткоинам в России возникли совсем недавно. Первым сомнению правомерность криптовалюты подверг ЦБ, квалифицировав ее как денежный суррогат, чей выпуск на территории РФ по закону о ЦБ запрещен. 27 января Банк России выпустил заявление, в котором предупредил, что все операции с биткоинами юридических лиц будет рассматривать как потенциально сомнительные. Более того, в документе говорилось, что ЦБ отныне готов считать "потенциальной вовлеченностью" в сомнительные операции, связанные с отмыванием денег, "предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену "виртуальных валют" на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги)".
Поводом для такого заявления стало выявление случаев по включению российских компаний — из числа нефинансовых организаций — в проведение таких операций. Впрочем, будучи надзирателем именно за финансовыми организациями, выявлять и наказывать за оплаченные такой валютой операции, в случае если они действительно были неправомерными, Банк России может только финансовые организации. Между тем расчеты биткоинами и их конвертацию на рубли осуществляют не банки, а по большей части электронные торговые площадки в интернете. Своего регулятора у них нет, а значит, указывали тогда в ЦБ, нельзя исключать внимания со стороны их регуляторов или, если таковых нет, Росфинмониторинга и правоохранительных органов.
Теперь последовала их первая реакция. И, похоже, она оказалась гораздо жестче, чем подход ЦБ.
По данным "Ъ", учитывая, что ни одна из статей российского УК не применима к противодействию преступлениям в этой сфере (например, ст. 186 и 187 УК наказывают за подделку денег или платежных документов), ведомствам было поручено в кратчайший срок разработать и внести в законодательство соответствующие изменения.
Пока же правоохранительные органы имеют возможность воздействовать на пользователей и организаторов систем только двумя способами. В частности, ФСБ и МВД способны блокировать их работу проверками, в ходе которых, как это обычно бывает, выявить "иные преступления". Прокуроры же могут вынести предостережения, а потом представления об устранении выявленных нарушений. В случае невыполнения требований надзорного органа на юридических и физических лиц накладываются штрафы.
Светлана Дементьева, Олег Рубникович