По итогам 2015 года выручка "Лаборатории Касперского" (ЛК) по МСФО составила $619 млн, что на 9% ниже аналогичного показателя 2014 года, сообщил "Ъ" коммерческий директор ЛК Гарри Кондаков. По его словам, снижение выручки в долларах произошло впервые за 18 лет, когда ЛК стала международной компанией. Основной причиной падения выручки в 2015 году Гарри Кондаков называет "эффект слабых валют", прежде всего девальвацию евро, рубля, бразильского реала по отношению к доллару. По итогам 2014 года ЛК сообщала о семипроцентном росте выручки до $711 млн. Начиная с 2015 года компания перешла на МСФО и пересчитала выручку за предыдущие годы по этому стандарту (в 2014 году показатель составил $681 млн), пояснила представитель ЛК Юлия Кривошеина. "Однозначно можно сказать, что компания в 2015 году прибыльная",— сказала она.
В минувшем году основные продажи — 34,6% выручки ЛК — были в странах Европы, в основном в Германии, 24,6% — в США и Канаде, 15,4% — в развивающихся странах (к ним ЛК относит Бразилию, другие страны Латинской Америки, Африку, Ближний Восток и Турцию, Грецию, страны бывшей Югославии и др.). Впервые в 2015 году развивающиеся страны принесли ЛК больше выручки, чем Россия (14,2%). Кроме того, 6,2% выручки компания получила в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 2% — в Японии. И еще 3% выручки пришло от лицензионного бизнеса, пояснил Гарри Кондаков. По его словам, в национальных валютах прирост выручки в 2015 году составил 13%. "Это и есть органический рост — то, насколько больше наши заказчики заплатили за наши продукты и решения в прошлом году",— сказал господин Кондаков. Сокращение выручки в долларах и рост в национальных валютах — это рыночная тенденция, характерная в том числе и для конкурента ЛК, американской Symantec, добавил он. Такую тенденцию подтверждает президент и гендиректор ГК ABBYY Сергей Андреев. "Группа ABBYY получает существенную долю выручки в евро, рублях и других валютах. Несмотря на положительную динамику продаж в локальных валютах почти во всех регионах, существенное укрепление курса доллара в 2015 году несколько сократило консолидированную выручку группы, снизив ее на единицы процентов",— сказал он.
Около 62% выручки ЛК получила за счет продаж антивирусных решений домашним пользователям. В минувшем году выручка в этом сегменте выросла, пояснили в ЛК. Компания раскрывает динамику только в онлайн-канале — плюс 8%. На рынке решений для домашних пользователей уже нет "сногсшибательного роста", он насыщается, поэтому ЛК будет развивать "гибридную" модель продаж — через ритейлеров, онлайн-магазины, а также фримиум-модель, по которой базовая защита предоставляется бесплатно, а допуслуги — продаются, рассказывает Гарри Кондаков. В России фримиум-продукт уже запущен, ЛК планирует распространять его и в других странах.
Еще примерно 38% выручки компания получила от продаж решений по кибербезопасности для крупного бизнеса и промышленных объектов и для среднего и малого бизнеса. В этом сегменте выручка выросла на 27% и на 13% соответственно (все в национальных валютах). Именно за счет этого сегмента ЛК рассчитывает расти ближайшие три года. Согласно стратегии ЛК, основным фактором увеличения выручки должны стать корпоративные решения и сервисы, направленные не на защиту конечных устройств и предотвращение кибератак, а на своевременное обнаружение, реагирование и прогнозирование киберугроз. Так, в феврале ЛК начала продажи решения по защите предприятий от таргетированных атак, напоминает господин Кондаков. "Мы планируем двухзначный рост в сегментах крупного, среднем и малых бизнесов, а также небольшой рост в сегментах, где мы достаточно зрелые: домашние пользователи и лицензирование технологий",— сказал он "Ъ". К 2018 году решения для крупного бизнеса должны приносить не менее 50% продаж, добавил он. Среди клиентов ЛК — "МегаФон", "Россетти", CO ЕЭС, "Сургутнефтегаз", "Татнефть", "Транснефть", "Газпром нефть", "Росгосстрах", Сбербанк, ВТБ, "Почта России" и др.
Владислав Новый