Банки начали отменять кешбэк на покупки в интернете из-за мер ЦБ

Газпромбанк, «Хоум Кредит» и Кредит Европа Банк отменили начисление кешбэка за оплату картами в интернет-магазинах. Это произошло после решения ЦБ уменьшить эквайринговые тарифы на такие покупки в рамках антикризисных мер.

Банки начали сокращать программы лояльности на фоне регулирования Банком России комиссий за прием карт, которую магазины платят банкам. Из-за решения ЦБ их уже изменили Газпромбанк, «Хоум Кредит» и Кредит Европа Банк.

На фоне распространения пандемии и введения карантинных мер ЦБ с 15 апреля по 30 сентября установил сниженную комиссию за эквайринг для онлайн-магазинов на уровне 1% вместо средней по рынку в 1,2–2,2%. Новый тариф распространяется на покупки продуктов, лекарств, одежды, товаров повседневного спроса, а также бытовой техники, электроники и средств связи. Снижение комиссии даст возможность торгово-сервисным предприятиям предлагать товары повседневного спроса с доставкой, а гражданам — осуществлять онлайн-покупки, не выходя из дома, отмечал регулятор.

Вслед за решением Банка России платежные системы снизили до 0,7% межбанковскую комиссию — часть эквайрингового тарифа, которую банк-эквайер, обслуживающий магазин, платит банку-эмитенту карты покупателя. Именно с доходов от этой комиссии банк-эмитент и направляет средства на кешбэк.

  •  Газпромбанк с 1 мая по 30 сентября прекращает начисление кешбэка и миль по операциям в интернете для видов товаров, определенных Банком России, рассказал РБК представитель банка.
  • Кредит Европа Банк временно отменит такой кешбэк с 6 мая. Размер эквайринговой комиссии «прямо влияет на размер вознаграждения банку, который выпустил карту покупателя и, конечно, на банковские программы лояльности, которые в основном построены как раз из расчета данного вознаграждения», объяснил Кредит Европа Банк в письме клиентам, с которым ознакомился РБК. На запрос РБК в банке не ответили.
  • «Хоум Кредит» с 27 апреля временно (до какого срока, не указывается) не будет начислять кешбэк за покупки в интернет-магазинах по нескольким категориям, говорится на его сайте - это продукты, кафе, рестораны, бытовая техника, электроника, одежда, товары повседневного спроса, а также сегмент «здоровье и красота». «При оплате покупок на кассе в магазинах или через терминал у курьера размер начисляемого кешбэка останется прежним», отмечает банк.


Карты снизивших кешбэк банков стали победителями в рейтинге Frank RG по номинациям лучших программ лояльности за 2019 год. «Умная карта» Газпромбанка признана самой выгодной дебетовой картой с денежным кешбэком и самой выгодной для путешественников в премиальном сегменте. Кредитная карта Кредит Европа Банка победила в номинации «самая выгодная кредитная карта с бонусной программой в массовом сегменте». Карта «Польза» банка «Хоум Кредит» признана лучшей картой с программой лояльности по всему комплексу показателей.

Что будет с кешбэком в других банках

Банки начинают пересматривать условия своих программ лояльности из-за снижения ставок интерчейнджа, сообщила руководитель проектов Frank RG Анна Стогниенко. Сейчас почти все операции по картам идут через интернет. У Газпромбанка программа лояльности автоматически определяет категорию самых больших трат и начисляет в ней повышенный кешбэк, а так как сейчас все операции по картам идут в интернете, то банк получает прямые убытки, пояснила Стогниенко. У Кредит Европа Банка также чувствительная программа лояльности: повышенные бонусы в ней начислялись за покупки в категории «универмаги», к которым относятся и многие интернет-магазины. У «Хоум Кредита» начисляется повышенный кешбэк в 3% в категории «универмаги», по которому проходят почти все интернет-магазины. В нынешних условиях программа без изменения условий становится экономически нецелесообразной, резюмировала Стогниенко.

Представители других крупных банков ответили, что либо не приняли решение об уменьшении кешбэка и анализируют ситуацию, либо не нашли предпосылок для его снижения. Альфа-банк, Промсвязьбанк, Тинькофф банк и Райффайзенбанк решили не ухудшать кешбэк. ВТБ, МКБ, «Открытие», Росбанк, «Хоум Кредит», банк «Санкт-Петербург», «Уралсиб» и банк «Русский стандарт» пока не меняют условия и следят за рынком.

Сбербанк (единственный крупный банк, начисляющий баллы, которые нельзя перевести в рубли по курсу 1 балл = 1 рубль) решил не ухудшать условия, а адаптировать программу лояльности, отметил генеральный директор оператора программы «Спасибо от Сбербанка» Андрей Писарев. «Мы усиливаем совместно с нашими партнерами все наши онлайн-предложения, работаем над запуском новых геймификационных активностей и прорабатываем еще целый ряд идей, направленных на то, чтобы поддержать наших клиентов в это непростое время», — отметил он.

По мнению Стогниенко, другие банки могут решиться на массовую отмену кешбэка в интернете летом текущего года, если в мае рынок не начнет восстанавливаться. Снижение эквайринговой комиссии и соответственно ставки интерчейдж приведет к сокращению доходов банков-эмитентов, поэтому уже в среднесрочной перспективе рынок может отреагировать снижением объемов программ лояльности, утверждает начальник управления по развитию электронной коммерции Промсвязьбанка Равиль Айсин.

Евгения Чернышова

Тематики: Финансы

Ключевые слова: электронная торговля, банковские карты, Cashback, новости банков