Российские банки с 6 января начнут подавать в Федеральную налоговую службу (ФНС) информацию об открытии и закрытии физическими лицами электронных кошельков в «ЮMoney» (бывшие «Яндекс.Деньги»), «QIWI Кошелек», WebMoney и других сервисах, а также данные об изменении их реквизитов. Это следует из вышедшего указания Банка России, которое устанавливает порядок передачи такой информации.
Требование распространяется на персонифицированные электронные кошельки с полной и упрощенной идентификацией клиента. У сервисов электронных кошельков есть свой расчетный банк, на который возлагается эта функция.
Указание ЦБ разработано в соответствии с изменениями в Налоговый кодекс, которые вступили в силу с 1 апреля 2020 года. Однако банки не смогли начать делиться данными с ФНС в установленный срок, так как не был принят специальный нормативный акт, указывающий, в каком формате это необходимо делать, отмечала Ассоциация участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД).
Как пояснили в ФНС, с 6 января у банков появится возможность сообщать сведения обо всех открытых и закрытых после 1 апреля 2020 года электронных кошельках. Формы и форматы сообщений банка налоговому органу были утверждены приказом ФНС России от 28 мая, но он вступает в силу в январе, одновременно с указанием ЦБ. Отсрочку в ФНС объяснили необходимостью дать время банкам на подготовку и сложной эпидемиологической ситуацией.
Как пояснил представитель WebMoney, сейчас банки в отсутствии подтвержденной процедуры взаимодействия с ФНС не передают данные о кошельках. «Указание Банка России устанавливает технические требования к передаче данных в налоговые органы. Без них кредитные организации не могли подготовить свои информационные системы к интеграции с государственными органами. То есть требование передавать данные было, но как его исполнить — не детализировалось», — объясняет исполнительный директор АЭД Павел Шуст.
По мнению Шуста, указание было опубликовано довольно поздно. «Начать передачу сведений надо уже с 6 января, времени осталось мало, для многих участников рынка эта подготовка требует довольно больших ресурсов. Поэтому мы взаимодействуем с регуляторами, чтобы уже в январе это информационное взаимодействие было налажено», — рассказал он. О возможных проблемах у участников рынка говорит и представитель «ЮMoney»: «Банк России только сегодня окончательно утвердил технические требования к передаче данных и все еще не предоставил тестовую среду для отладки процесса».
РБК направил запрос в ЦБ.
Банки уже в обязательном порядке передают в ФНС сведения об открытии или закрытии банковских счетов юридических и физических лиц и изменении их реквизитов. Также налоговая может запрашивать информацию о движении денежных средств и остатках на счете в рамках проверки физлица или его контрагента, но только по согласованию с руководителем регионального УФНС или его заместителя.
«Необходимость доступа к такой информации продиктована тем, что электронные кошельки являются уже полноценным средством осуществления платежей. И в целом зачастую они выполняют ту же функцию, что и обычные банковские счета, поэтому никаких оснований для того, чтобы по аналогии с банковскими счетами не собирать информацию о них с целью совершенствования налогового контроля, нет», — считает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Электронные кошельки могут использоваться для финансирования распространения наркотиков и терроризма, говорил ранее РБК глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. В прошлом году законодатели для усиления контроля запретили снимать и вносить наличные на анонимные электронные кошельки.
Евгения Чернышова