Идея и разработка новой поисковой системы принадлежит белорусской компании «Игде», для которой одноименный поисковик является основой бизнеса. Первоначально, в течение нескольких месяцев, «Игде.ру» (igde.ru) тестировался в белорусском сегменте Интернета – где система продолжает работать и сегодня – однако недавно проект был запущен в России. Как заявляют создатели, «Игде.ру» - первый коммерческий поисковик Рунета, поисковый алгоритм которого настроен на сайта, владельцы которых оплатили место в строке результатов поиска.
Как подчеркивают создатели проекта, «Игде.ру» обладает несколькими существенными отличиями от заслуженных поисковых систем Рунета: во-первых, пользователь видит только качественные ресурсы, владельцы которых заинтересованы в том, чтобы рассказать информацию о себе или своей компании; во-вторых, «Игде.Ру» настроен на отсев сайтов, созданных только для поисковых систем, в числе которых: дорвеи, ссылочные каталоги и др.; в-третьих, разработчики «Игде.ру» отказались от размещения на ресурсе графической рекламы, так, что главная страница поисковика не закружена раздражающими элементами.
Как и в любой поисковой системе, основой «Игде.ру» является база проиндексированных сайтов, которая, в случае коммерческого поисковика, содержит преимущественно оплаченные сайты. Таким образом, расширение поисковой базы «Игде.ру» и увеличение списка клиентов, в данном случае – одно и тоже, а поскольку «Игде.ру» недавно работает в России, первоочередной задачей организаторов проекта является привлечение владельцев ресурсов Рунета. Для удобства последних в «Игде» разработана простая форма добавления сайта в базу системы, а также оплаты повышения Индекса «Игде» (ИИ), который поднимает сайт в строке результатов. Оплатить ИИ можно практически всеми видами электронных денег, с помощью мультивалютной кассы сервиса Roboxchange, которая позволяет на лету конвертировать все поддерживаемые виды электронных денег в WMB. Отметим, что в базе «Игде.ру» существуют и ресурсы с нулевым ИИ - т.е. проиндексированные роботом системы, но не оплаченные владельцем – ранжирование таких сайтов происходит по отдельному алгоритму, оценивающему возраст и качество сайта, но их позиции не превышают позиций оплаченного ресурса.
Пересчет позиций и заголовков страниц в системе «Игде.ру» происходит в перманентном режиме, а обновление - в течение нескольких дней, ИИ сайта клиента обновляется сразу же после оплаты. Кроме того, в повышении ИИ могут принимать участие не только рекламодатели, но и обычные пользователи, желающие повысить позиции понравившегося сайта.
Комментируя запуск проекта, директор компании «Игде» Дмитрий Акулич отметил те удобства, которые новая поисковая система предлагает владельцам интернет-ресурсов: «Для того чтобы добиться первых позиций в существующих поисковых системах, необходимо провести комплекс работ по массовому размещению ссылок, созданию сателлитов, дорвеев. Все эти действия влекут за собой появление массы бесполезных сайтов и каталогов в сети, созданных только для роботов поисковых систем, и при всей трудоемкости процесса не существует никаких гарантий попадания на первые позиции по заданным запросам. В «Игде.ру» эта проблема решена с помощью ИИ, увеличивая который, возможно в течение нескольких минут поднять сайт выше в результатах поиска».
Несмотря на оптимистичные заявления создателей «Игде.ру», участники рынка отнеслись к идее новой коммерческой поисковой системы скептически. «Перспективы проекта лично для меня неясны. С одной стороны, отсев дорвеев и ссылочных каталогов - это большой плюс для пользователей. С другой, уже есть «Яндекс», Google и другие компании с огромными ресурсами и рекламными возможностями, и переманить от них пользователей будет крайне трудно - при том, что платить за размещение рекламодатель готов только тогда, когда у проекта есть своя аудитория», - прокомментировал коммерческий директор веб-студии Made Алексей Новиков.
«Идея «Игде» не нова сама по себе. Вообще любой поисковик - это рекламное агентство, которое ненавязчиво вместе с основной выдачей транслирует рекламу: в качестве примера можно привести те же «Яндекс», «Рамблер» и многие другие. Только в упомянутых системах коммерческие результаты идут в дополнение к основным, и пользователь имеет возможность выбора, в то время как «Игде» транслирует рекламу в чистом виде. Поиск только по коммерческим ссылкам ограничен их количеством, и, соответственно, не дает пользователю полной информации для принятия решения. Вряд ли такой сервис будет иметь большой успех у массовых пользователей», - резюмирует менеджер по связям с общественностью поисковой системы «Квинтура.ру» Антон Шуркус.