Как стало известно „Ъ“, за последнее время закрылись практически все салоны «Беталинка» в Воронеже (на магазинах висят соответствующие объявления). Ранее то же самое произошло и с точками Dixis. Источники на рынке утверждают, что аналогичная ситуация и в других регионах Черноземья. В самих компаниях ни местные, ни федеральные телефоны не отвечают. «Вам никто ничего не скажет, поскольку в компании царит полная неопределенность. Точки ритейлера действительно прекратили работу», – рассказал недавно уволившийся сотрудник центрального офиса Dixis, пожелавший остаться неназванным.
До недавнего времени сеть «Беталинка» по стране насчитывала порядка 750 салонов, данные по Черноземью неизвестны. У Dixis было около 800 точек, распределение их по регионам не детализировалось. По данным инвесткомпании «Финам», доли ритейлеров на рынке (в структуре оборота мобильных телефонов) – около 7-9% у «Беталинка», 4-5% у Dixis. Аналогичное распределение по Черноземью, где вместе было 100-150 точек.
О трудностях «Беталинка» из-за финансового кризиса впервые стало известно в конце прошлого года. В ноябре 2008 года ритейлер заключил соглашение с МТС о начале торговли под брендом сотового оператора и отказе от продаж контрактов его конкурентов. За счет такого партнерства компания планировала уменьшить задолженность в несколько сотен миллионов долларов. Однако источник в МТС сообщил, что закрытие салонов «Беталинка» нисколько не связано с ребрендингом сети и сменой вывесок. По словам участников рынка, перегруженная кредиторка привела к закрытию и салонов Dixis. Его общий долг в январе 2009 года составлял $258 млн, с начала года компания не смогла заключить договоры с основными поставщиками Nokia, Samsung и Sony Ericsson.
Тяжелая ситуация сложилась практически у всех игроков сотового ритейла, включая «Евросеть», занимающую наиболее сильные позиции в Черноземье (30%, более 200 салонов). Сергей Левахин, управляющий центрального филиала «Евросети», признался, что с начала кризиса компания закрыла больше 30 магазинов. По словам господина Левахина, в настоящее время порядка 60-70% расходов филиала составляют затраты на аренду площадей (от 1 до 8 тыс. рублей за 1 кв. м). «Если ставки не уменьшатся, то в течение всего 2009 году мы сократим количество наших точек в Черноземье на 15-20%», – уточнил топ-менеджер.
Людмила Игнатьева, PR-директор ритейлера «Телефон.ру», имеющего пять магазинов в Липецкой и Тамбовской областях, отметила, что в Центральном федеральном округе наблюдается спад продаж, вызванный несколькими взаимообусловленными факторами – снижением покупательской активности, сокращением потребкредитования до ничтожных объемов, товарным дефицитом у большинства сетей. По ее мнению, в 2009 году оформится наметившееся в 2008-м перераспределение: «Евросеть» сохранит позиции лидера, «Связной» и «Телефон.ру» упрочат свое положение, место ушедших с рынка игроков займет формирующаяся операторская розница. Осенью прошлого года сотовый оператор «Вымпелком» стал владельцем 49,9% акций «Евросети», «Мегафон» претендует на сотового ритейлера «Цифроград» и ведет переговоры о покупке доли в «Телефон.ру».
Аналитик управляющей компании «Финам Менеджмент» Максим Клягин полагает, что существенных изменений на рынке сотового ритейла, помимо некоторого перераспределения долей оставшихся игроков, в Черноземье не произойдет: «Закрытие примерно 100-150 салонов может привести к краткосрочному снижению уровня конкуренции». Михаил Алексеев из ACM-Consulting отметил, что в нынешнем году продолжится падение продаж сотовых телефонов, в частности, из-за укрепления доллара к рублю, поэтому уход федеральных ритейлеров не образует свободную нишу на рынке.
Андрей Черваков