Институт развития интернета (ИРИ) предложил изменить требования к программам, включаемым в реестр отечественного ПО. Мобильные приложения должны будут поддерживать не только популярные во всем мире Android и iOS, но и российскую Sailfish.
27 марта правительство утвердило дополнительные требования к программам, включаемым в реестр отечественного ПО. В разработанном Минкомсвязи постановлении, в частности, указано, что офисное программное обеспечение (почта, мессенджер, текстовый редактор, менеджер файлов и др.) должно работать на двух популярных платформах — Android и iOS. В ИРИ считают необходимым расширить этот список отечественной системой Sailfish. Предложенные поправки (их текст есть у «Известий») в ближайшее время будут направлены в Минкомсвязи. В ведомстве не смогли оперативно ответить на запрос «Известий».
В документе ИРИ указывается, что передача данных с использованием коммуникационных приложений (например, мессенджеров) может осуществляться только по защищенным каналам с использованием шифрования. Нынешняя версия требований разрешает делать это и по открытым каналам связи.
Директор по проектной деятельности ИРИ Арсений Щельцин заявил «Известиям», что необходимость версии для российской ОС очевидна. Госсектор нужно обезопасить — данные не должны уходить за рубеж. По его словам, разумной альтернативы Sailfish на российском рынке сейчас нет, поэтому выбор пал на нее.
— Потребность в российской мобильной операционной системе для госсектора сформировалась очень давно. Причиной стал курс на импортозамещение программного обеспечения. Необходимо закрыть «дыру» — использование личных мобильных устройств для обмена служебной госинформацией, — прокомментировал Арсений Щельцин. — Sailfish — это единственная мобильная операционная система в реестре российских программ, прошедшая сертификацию ФСБ России. Только на такую сертификацию требуется как минимум год.
Эксперт отметил, что вокруг Sailfish уже начала развиваться «экосистема», в том числе и офисные приложения. Так, три разработчика «госмессенджеров» («Сибрус», «Диалог» и «Кубик») подтвердили готовность разработать версии и для этой ОС в 2017 году.
Гендиректор ООО «Открытая мобильная платформа» (владеет правами на Sailfish) Павел Эйгес заявил, что сейчас у этой системы — всего несколько тысяч пользователей, она только начинает свое развитие.
— Сейчас пользователи — по большей части разработчики приложений, есть несколько пилотных проектов с госзаказчиками, — рассказал Павел Эйгес. — Из офисных приложений кроме мессенджеров есть собственный почтовый клиент. Ведем переговоры с ООО «Новые облачные технологии» (создатель отечественного офисного пакета «Мой офис». — «Известия») о разработке их приложений на нашей платформе.
Исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» Евгения Василенко заявила, что российским ОС необходима поддержка. Но, по ее мнению, изменять обязательные требования — неправильно.
— Заказчикам нужен работающий комплекс, а не отдельные блоки-программы. Все решения должны быть совместимы друг с другом, — прокомментировала Евгения Василенко. — Большинство прикладных программ изначально были ориентированы на иностранные операционные системы. В прошлом году даже в госорганах доля иностранного софта достигала 90%. Российские разработчики сейчас ориентируются на эту инфраструктуру. Поэтому рано говорить об обязательной совместимости с отечественной ОС — на разработку уйдет время, да и не у всех есть ресурс. Нужно обсуждать с отраслью, делать переход плавным.
Операционная система Sailfish была создана финской компанией Jolla. Ее контролирующий акционер — владелец группы ЕСН Григорий Березкин. Другая аффилированная с Березкиным фирма, российская «Открытая мобильная платформа», в 2016 году выпустила российскую версию системы — Sailfish Mobile OS RUS. Это первая мобильная ОС, попавшая в реестр отечественного ПО.
Василиса Белокопытова