До текущего года включительно владели SIMSIM – через оффшор – сооснователь QIWI Андрей Романенко и телеком-предприниматель Андрей Скопинский. Они начинали 16 лет назад с бизнеса скрэтч-карт. «Каждый 5 лет рынок меняется, и мы смотрим в новые стороны», - говорит Романенко. MVNO для гастарбайтеров они раскрутили с 2014 года до того, что в 2015-м Билайн отдал им на аутсорсинг телефонную поддержку своих основных (не MVNO) абонентов (тариф для приезжих «Добро пожаловать», при IVR-выборе среднеазиатского языка звонок идёт мимо контакт-центра Билайна – в SIMSIM).
Лола и Малика из колл-центра SIMSIM говорят
на таджикском, узбекском, киргизском и казахском языках
Вымпелком настолько доволен полуторами годами сотрудничества, что купил контрольный пакет SIMSIM. Оставшаяся доля – пополам у основателей. «Сделка безденежная, - говорит глава Билайна Михаил Слободин - Мы вкладываемся инфраструктурой, а ребята – технологией работы с этой нишей». Сделка даст Вымпелкому возможность отражать успех SIMSIM в отчётности.
Совладелец SIMSIM Андрей Романенко накладывает бандл (плов + самса)
сослуживцу, вице-президенту Вымпелкома Александру Поповскому
Билайн стартовал в этой нише раньше других – да так, что занимает 40% рынка абонентов-экспатов. И с приходом Слободина даже вынужден был отыгрывать в ней назад, в качестве одной из мер снижения токсичных доходов (по данным компании, отток абонентов-экспатов в 4 раза выше, чем по основной базе). Но не через уход из этой ниши, а через перевод её в основную базу, через уменьшение зависимости от сезонного притока-оттока и через повышение ARPU. «Будем продвигать бандлы, - говорит Михаил Слободин. – Доля смартфонов среди мигрантов маленькая, но она растёт».
А пока новая компания рекламирует «телефон известного производителя BQ
c цветным дисплеем, радиоприемником на FM частотах и громкой связью»
с SIM и 15 рублями на счету за 450 рублей
Сейчас SIMSIM – это 50 сотрудников (продукт, колл-центр, маркетинг, брэнд) и 4000 точек дистрибуции (в том числе на вокзалах и в аэропортах), сеть работает в столичном регионе. «Если проект взлетит так, как в 2014-2015 годах, то подумаем над его расширением, - говорит Михаил Слободин. – Рассчитываем расти на десятки процентов». Благодаря сестринским компаниям Вымпелкома в СНГ оператор может давать низкие цены на мобильный международный трафик, а со временем предложить и SIM-карту с двумя номерами – российским и другой страны. «Переговоры с Vimpelcom об этом теперь станут ещё активнее», - говорит Андрей Романенко. Такой MVNO-оператор, под названием Айва Мобайл, создан в 2014 году в Москве и Петербурге оператором МТТ (на базе МТС и таджикского Вавилон-Мобайл), а в декабре прошлого года и в Финляндии.
Иллюстрация конкурентного преимущества SIMSIM из презентации А.Романенко.
Число абонентов раскрывается компанией через формулировку «в районе 100 000»
- Айва не пошла,– сказал один из первых её абонентов Гуфрон Вахобов, главред двуязычной газеты «Таджики России» на перезапуске SIMSIM. - А вы чем лучше? Низкие тарифы – у всех, в том числе в Среднюю Азию; поддержка на других языках - тоже, у меня симки МегаФона и МТС. Ничего нового в этом предложении не вижу.
Андрей Романенко ответил, что 16 лет в этом бизнесе дают клиенту уникальное конкурентное преимущество. И попросил называть трудовых мигрантов не гастарбайтерами, а «гостями столицы». «Многие годами здесь живут и работают, - сказал он. - Одного мы даже из леса по навигации БС выводили, заблудился".