Сотрудники Сбербанка, официально объявившего 13 декабря о начале сбора биометрических данных для ЕБС по проекту ЦБ, 14 и 15 декабря ничего не знали об этом. В колл-центре банка нескольким сотрудникам “Ъ” на вопрос, в каких отделениях можно сдать биометрию для ЕБС, ответили, что в любом. Однако в пресс-службе Сбербанка “Ъ” пояснили, что он принимает биометрию для передачи в ЕБС в шести отделениях Москвы.
Общий перечень мест, где можно сдать биометрию, для ЕБС приведен на сайтах «Ростелекома» и ЦБ. Однако по состоянию на 14 декабря ни в одном из этих списков отделений Сбербанка не указано. В «Ростелекоме» (оператор ЕБС) не смогли назвать адреса отделений банка, где можно сдать биометрию, в ЦБ не ответили на запрос “Ъ”. В Сбербанке отказались разъяснить причину расхождений в информации.
О запуске сбора биометрии для ЕБС 13 декабря объявил глава Сбербанка Герман Греф. По его словам, банк собирает данные «вовсю — и для ЕБС, и в значительно более продвинутой стадии для собственной биометрической системы». Эксперты отмечают, что в данном случае расхождение слова с делом имеет особый аспект: клиенты могут не разобраться в нюансах и, сдав данные в Сбербанке, рассчитывать на возможность получения удаленных услуг через ЕБС в любых кредитных организациях.
Такие прецеденты уже есть. Как рассказали “Ъ” в Почта-банке, там сталкивались со случаями, когда клиент говорит, что не может удаленно открыть счет с помощью ЕБС, используя сданный ранее в другом банке биометрический шаблон.
«Потом выяснялось, что гражданин сдавал биометрию не в ЕБС, а для внутренней системы банка, но не знал этого, поэтому при приеме биометрии банк обязательно должен объяснять клиенту, что и для чего он сдает, чтобы не возникало путаницы и неоправданных ожиданий»,— говорят в Почта-банке. Жалобы граждан, которые сдали биометрию в Сбербанке, но не могут воспользоваться удаленным получением услуг через ЕБС, уже появились и на портале Banki.ru.
По словам зампреда правления Совкомбанка Алексея Панферова, ситуация, когда клиент вводится в заблуждение относительно того, в какую именно базу он отдает биометрические данные, является серьезнейшим риском для развития всего направления дистанционных цифровых сервисов в банкинге. «Чтобы предотвратить подобные ситуации, необходимо законодательно обязать все банки одновременно со сбором любой биометрии для своих нужд собирать ее и для ЕБС»,— считает он.
Ситуация осложняется еще и тем, что не все клиенты могут пересдать биометрию повторно без дополнительных затрат. «Некоторые граждане постоянно проживают за пределами России, но заинтересованы в удаленных операциях, поэтому биометрию они сдают в отделении банка во время посещения РФ, например на выходных или в отпуске»,— отмечает руководитель отдела противодействия мошенничеству Тинькофф-банка Артем Харченко. Причем, по словам замдиректора по операционной деятельности Росбанка Марины Фроловой, количество желающих сдать биометрию растет именно из-за простоты и удобства дистанционного получения услуг в любом из банков-участников, а не в том, где уже открыт счет.
В то же время формальных нарушений в действиях Сбербанка может и не быть, признают юристы. По словам управляющего партнера ЮБ U&Partners Андрея Андреева, чтобы судить об этом, надо смотреть не на заявления и пресс-релизы, а на условия конкретного соглашения, подписываемого клиентами при передаче данных. Если клиент, пусть и введенный в заблуждение на словах, подписал соглашение на передачу данных в личную базу данных банка, подтверждает зампред правления «Ренессанс Кредита» Сергей Королев, то поведение кредитной организации «можно считать некрасивым, неэтичным, но незаконным оно не будет».
Вероника Горячева