Битва за метро. «Билайн» запускает LTE в московском метро

Оператор сотовой связи «ВымпелКом» (бренд «Билайн») объявил о запуске сетей четвертого поколения (LTE) в Московском метрополитене. «Газета.Ru» постаралась выяснить, насколько целесообразна борьба за предоставление выхода в интернет пассажирам метро с другими игроками рынка.

Высокоскоростной интернет от «Билайн» будет доступен на трех станциях Сокольнической линии Московского метрополитена: «Комсомольская», «Парк Культуры» и «Красносельская». Работать 4G-сети в метро будут на частоте 800 МГц, это позволит обеспечить лучшее покрытие и на станциях, и в перегонах.

Как заявляет технический директор Московского региона «ВымпелКом», запуск 4G в метро обусловлен постоянно растущей потребностью пользователей в мобильном интернете, вместе с чем и растет трафик. Компания также планирует развивать LTE на станциях Серпуховско-Темирязевской (Цветной Бульвар, Менделеевская, Чеховская, Полянка, Серпуховская) и Кольцевой линий (Новослободская, Добрынинская). На данный момент «Билайн» предоставляет услуги 2G и 3G на территории всего метрополитена.

По данным «ВымпелКом», объём передаваемых данных только в метро с января по сентябрь 2015 вырос на 40% по отношению к этому же периоду 2014 года.

«Благодаря развитию LTE в метро, пассажиры смогут комфортно слушать музыку, смотреть онлайн-видео в HD-качестве, пересылать файлы и пользоваться привычными возможностями Интернета в дороге и во время ожидания поезда», — сообщили представители компании.

Еще в 2014 году Департамент транспорта Москвы предлагал создать единую мобильную сеть, для чего планировалось организовать конкурс и выбрать компанию-интегратора. Предполагалось, что она консолидирует всю имеющуюся инфраструктуру и будет сдавать ее в аренду операторам. Но затем инициатива была заморожена из-за кризиса и нестабильной экономической ситуации.

Проект могут восстановить и объединить инфраструктуру «ВымпелКома» и МТС, после чего эти операторы смогут предоставлять доступ к ней «МегаФону» и «Т2 РТК Холдингу». Вместе операторы обеспечат голосовую связь как минимум на 70% территории метрополитена. В рамках этого проекта планируется в 2016 году обеспечить на большинстве станций метро работу LTE.

Кроме этого, летом 2015 года МТС запустил в коммерческую эксплуатацию сети 3G на станциях и перегонах Замоскворецкой и Таганско-Краснопресненской линиях Московского метрополитена.

Стоит отметить, что по данным на конец июня, число ежедневных пользователей Wi-Fi в метро превышает 2,5 млн человек, при 9 млн ежедневных пассажиров. В каждом вагоне в сеть одновременно заходят до 120 человек.

Заместитель генерального директора компании «МаксимаТелеком» Олег Копицын заявляет, что компания сама готова предложить решение для обеспечения мобильной связи в метро операторам:

«У «МаксимаТелеком» есть апробированное решение по организации покрытия 3G в подвижном составе на базе фемтосот, готовое к применению любым оператором, позволяющее за 6-7 месяцев начать оказывать услуги голосовой связи и SMS на все территории метрополитена».

По мнению Копицына, ожидать ощутимого прироста выручки от оказания услуг сотовой связи в условиях массовой распространенности условно-безлимитных тарифом не стоит. Скорее, это вопрос конкурентоспособности оператора и его имиджа.

«Если говорить о создании покрытия LTE в тоннелях, с учетом наличия бесплатного Wi-Fi в подвижном составе это в принципе не может быть оправданным», — добавил представитель «МаксимаТелеком».

Но кроме борьбы за пользователя в запуске высокоскоростного мобильного интернета аналитик агентства MForum Analytics Алексей Бойко также считает, что в данном случае речь идет не об экономической целесообразности, а об абсолютной необходимости.

«Те из операторов, кто вовремя не займется развитием данной технологии, неизбежно столкнется со снижением качества оказания услуг своим абонентам. Глядя под таким углом, я уверен в том, что момент в «Билайн» выбрали верный», — считает Бойко.

Он также отмечает, что услуга «бесплатного Wi-Fi» реализована в Московском метро не лучшим образом, так как абонента буквально заставляют перейти на платное пользование из-за видеорекламы. Кроме этого, неудобство создает необходимость нескольких переподкючений при пересадках. Все это говорит о том, что Wi-Fi в московской подземке ориентирован на «самых непритязательных и экономных».

«Мы с вами являемся свидетелями почти полной заморозки развития сотовой связи в московской подземке на несколько лет. Лишь сейчас забрезжила надежда, что лед тронулся», — делится своим мнением аналитик.

Если операторы сотовой связи смогут реализовать сеть в перегонах метро, то качество оказываемых услуг может значительно улучшиться. Конечно, Wi-Fi вряд ли куда-то денется, так как всегда останутся желающие бесплатно выходить в сеть, даже если это связано с неудобством.

Влад Массино, Алексей Короткин

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: Билайн Москва, 4G