Blackberry отказалась от смартфонов

Компания Blackberry окончательно отказалась от производства смартфонов и решила сосредоточиться на создании программного обеспечения. Почему легендарный бренд решил полностью сменить курс и чем же Blackberry смогла покорить своих клиентов до появления Apple, выясняла «Газета.Ru».

Глава департамента по мировым продажам Blackberry Карл Визе объявил, что производство смартфонов больше не приносит прибыли. При этом, несмотря на скепсис аналитиков, разработка программного обеспечения видится компании наиболее перспективным направлением.

«В прошлом году на конференции практически все вопросы финансовых аналитиков сводились к телефонам. И когда мы объявили, что хотим добиться прибыли в $500 млн от продажи ПО, все посчитали нас сумасшедшими. Сегодня мы достигли этой цели, и теперь все вопросы аналитиков только о программном обеспечении», — рассказал Вайз.

До недавнего времени компания Blackberry (а ранее — RIM, Research in Motion) была лидером в бизнес-сегменте. С одной стороны, смартфоны имели форм-фактор, удобный исключительно для переписки, а также компания предоставляла сервисы, которые были необходимы корпоративному сектору. Однако это и послужило тому, что обычный пользователь вряд ли купит себе невзрачный кирпич с кучей кнопок.

Именно поэтому многие связали провал компании с нежеланием идти в ногу со временем.

Компания изначально была нацелена на бизнес-сегмент и организацию тайны переписки. Начиная с пейджеров и заканчивая последним BlackBerry Priv практически у всех устройств компании сохранялись неизменные черты.

В первую очередь это QWERTY-клавиатура, которая позволяет гораздо удобнее набирать текст, чем с помощью девятикнопочных звонилок. С появлением сенсорных дисплеев необходимость в физической клавиатуре отпала, но Blackberry продолжала придерживаться собственной парадигмы.

Для большого бизнеса предлагала Blackberry сервис Enterprise Server, который позволяет осуществлять обмен данными между корпоративным почтовым сервером и смартфоном по защищенному каналу связи без угрозы перехвата. В этой связи компания неоднократно подвергалась критике, так как серверы находятся в США, что в теории позволяет спецслужбам этой страны получить доступ к данным, хотя компания гарантирует неприкосновенность.

Благодаря шифрованию по стандарту AES смартфоны BlackBerry пользуются большой популярностью среди госслужащих высокого уровня.

На протяжении всей предвыборной кампании в 2007–2008 годах президент США Барак Обама пользовался исключительно BlackBerry. Позже он также продолжил пользоваться своим смартфоном и личной электронной почтой благодаря лазейке в конституции.

Исторически сложилось, что наибольшей популярностью смартфоны Blackberry пользовались в Северной Америке и Западной Европе. На территории СНГ их встретить практически невозможно.

Нельзя сказать, что компания не предпринимала попытки угодить массовому потребителю. Устройства с индексом 71хх оснащались упрощенной клавиатурой и рядом программных ограничений, при этом цена устройства составляла $300. Следовавший за ним Pearl 8120 уже получил Wi-Fi-модуль, камеру, 3,5-миллиметровый аудиоразъем и слот для карты памяти. Но формат не прижился, поэтому впоследствии подобных телефонов у компании не появлялось.

Пик популярности Blackberry пришелся на 2009 год. Журнал Fortune назвал RIM самой быстрорастущей компанией в мире. Несмотря на спад мировой экономики, темп роста доходов составил 84% за три года.

Объем продаж смартфонов Blackberry достиг 50 млн экземпляров, что сделало компанию вторым по популярности производителем смартфонов в мире после Nokia. В июне 2010 года RIM отчиталась о продажах 100 млн смартфонов.

В конце 2008 года компания уже занимала пятую часть рынка смартфонов. Но стоит понимать, что к этому моменту на рынок вышла Apple с iPhone. В ответ RIM выпустила свой аналог «убийцы iPhone» — BlackBerry Storm 9500 c сенсорным дисплеем диагональю 3,25 дюйма и разрешением 480х360.

Но несмотря на это Android Blackberry проиграла битву с iOS. По данным Google Finance, стоимость акций компании RIM за 2011 год упала более чем в пять раз. Даже попытки создать собственный планшет не увенчались успехом, в первую очередь из-за скудного ассортимента фирменного магазина приложений.

«RIM остался позади, и я не думаю, что они догонят Apple в ближайшее время. Им придется распространять свое влияние дальше и дольше, чтобы тягаться с нами. Они должны буквально прыгнуть выше головы» — комментировал Джобс данные по продажам Blackberry в 2010 году.

После этого у компании сменилось несколько глав и, соответственно, курс следования. При Торстене Хейнсе, который в прошлом управлял мобильным подразделением Siemens, у компании вышло два интересных смартфона, на которые возлагались большие надежды: BlackBerry Z10 и BlackBerry Q10.

Первый был выполнен в классическом форм-факторе, а Z10 был очередным «убийцей iPhone» от Blackberry, с 4,2-дюймовым сенсорным дисплеем. Сами устройства снискали похвалу у журналистов, но ОС оставляла желать лучшего. Как итог в том же 2013 году компания уволила 4500 сотрудников.

На смену Хейнсу пришел Джон Чен, который раскритиковал попытки компании выпускать устройства с сенсорными экранами и назвал это шагом назад для смартфонов BlackBerry. Курс был взят на производство и поддержку программного обеспечения, безопасности и систем шифрования. Вместе с этим устройства компании вновь стали нацелены на корпоративных клиентов и правительственные структуры, которым важны аппараты с высокой степенью защиты, и цена вновь отошла на второй план.

Влад Массино

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Мобильная связь, Гаджеты

Ключевые слова: BlackBerrу, смартфоны