Государственная Дума приняла в I чтении сопутствующий законопроект к закону "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций". Документ предусматривает введение правовых норм, касающихся следующих направлений разработки и апробации цифровых инноваций: медицинская деятельность, телекоммуникации, проектирование, производство и эксплуатация высокоавтоматизированных транспортных средств, включая беспилотные летательные аппараты, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания, продажа товаров, работ, услуг дистанционным способом.
Действующий базовый закон позволяет создавать так называемые цифровые песочницы в тех сферах, где ограничения на инновационную деятельность прописаны в подзаконных актах Правительства или федеральных ведомств. Однако если для тестирования новых изобретений установлены ограничения в отраслевом законодательстве, для введения исключений необходимо принятие законопроекта-спутника. В рамках нынешнего законопроекта в 2021 году планируется запустить 7 экспериментов, которые позволят гражданам России получать более качественные и недорогие сервисы.
В частности, экспериментальные правовые режимы предусматривают апробацию в реальной жизни следующих инноваций: беспилотное такси; внедрение систем поддержки принятия врачебных решений на основе искусственного интеллекта; сервис для малого и среднего бизнеса по подбору оптимальных сфер и мест деятельности на базе больших данных; проведение исследований повседневной клинической практики при применении лекарственных средств у пациентов; дистанционное заключение договоров оказания услуг связи с использованием биометрических данных; грузовые перевозки с использованием беспилотных авиационных систем; оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
Президент "Ассоциации больших данных" Анна Серебряникова объясняет, что у проекта "Собственное дело" Ассоциации больших данных несколько целей, одна из них, апробировать алгоритмы и модели, основанные на обезличенных агрегированных данных из различных отраслей, другая же, создать полезный сервис для людей, которые хотят начать свой бизнес. По ее словам, "Собственное дело" — это рекомендательный сервис для будущих предпринимателей, который поможет грамотно оценить возможности и риски открытия своего бизнеса. Благодаря объединению данных из разных источников сервис сможет подсказать пользователю, где лучше открыть свою точку, каким будет средний чек, какова конкурентная ситуация в этом районе, у какой аудитории востребован тот или иной продукт.
"Принцип построения сервиса заключается в объединении нескольких игроков рынка в одном эксперименте и их массивов обезличенных данных. Краудсорсинговая модель проведения экспериментов, значительно снижает финансовую нагрузку на каждого участника. Помимо экономических выгод, такая модель компенсирует риски подобных экспериментов. "Собственное дело" по сути полноценная бизнес-консультация, доступная для начинающего предпринимателя, который не может позволить себе дорогих профессиональных консультантов. Искусственный интеллект сформирует реальную картину рынка и составит прототип финансового плана, с которым можно рассчитывать на получение кредита на открытие бизнеса. В основе сервиса — технологии больших данных и искусственного интеллекта, а также обезличенные агрегированные данные, накопленные участниками Ассоциации. Уникальность сервиса в том, что он позволит воспользоваться результатами аналитики, которая будет опираться на консолидированные знания, полученные от очень разных участников рынка — финансовых организаций, телекомов, интернет-компаний. Уверены, что такой сервис будет пользоваться популярностью у начинающих бизнесменов", - рассказала Анна Серебряникова.
Анна Серебряникова считает, что введение экспериментальных правовых режимов в сфере использования технологий больших данных и искусственного интеллекта даст огромный толчок в их развитии, так как для тестирования в безопасном закрытом контуре будут сняты текущие регуляторные ограничения.
Заместитель генерального директора по работе с национальными проектами компании Softline Андрей Шолохов отмечает, что для успешной и продуктивной работы регуляторной песочницы требуется осмысленный диалог двух сторон: регулятора и компании, участвующей в эксперименте. "Особенностью текущей реализации "регуляторных песочниц" в России является то, что ответственное ведомство – Министерство экономического развитие не является регулятором в потенциальных песочницах, которые оно выбрало и приступило к разработке проектной документации. С другой стороны, часть компаний, предложения которых были приняты Минэкономразвития, вполне вероятно преследуют иные цели, чем заявляют в своих проектах. Реализация регуляторных песочниц в системном виде – большой шаг вперед для реализации принципов адаптивной регуляции инновационных технологий. Для улучшения практических результатов работы песочниц требуется инициатива не только от компаний, которые собираются участвовать в эксперименте, но и от потенциальных регуляторов. Министерство экономического развития – хороший модератор такого процесса и ему стоит более активно и на ранних стадиях привлекать ведомства – потенциальных регуляторов песочниц для оценки предложений компаний", - говорит Андрей Шолохов.
По оценке Андрея Шолохова, наибольшие шансы имеет проект Фонда перспективных технологий по организации грузовых перевозок с помощью беспилотных летательных аппаратов. "Сам фонд представляет интересы производителей дронов и развивает естественную бизнес-модель в российских условиях. У нас действительно много удалённых, труднодоступных территорий, куда проблематично довести грузы и экономически невыгодно строить автомобильные или железные дороги. В проекте четко указывается, что текущее законодательство в области авиации составлено под пилотируемую авиацию, и может быть оптимизировано. Единственные вопросы могут возникнуть к технической реализации, но в этом и заключается риск производителей беспилотных летательных аппаратов", - объясняет Андрей Шолохов.
По мнению Андрея Шолохова, достаточно проработанным выглядит проект ассоциации "Национальная база медицинских знаний" по использованию искусственного интеллекта в медицине. "Сейчас очевидно, что автоматический анализ диагностических видеопотоков и изображений может быть сделан на уровне хорошего профессионала – человека. Уже доступны системы принятия врачебных решений, а в проекте предлагается устранить некоторые артефакты исключительно человеческой врачебной деятельности. Спорно предложение Яндекса по беспилотным автомобилям, в частности такси. Утверждается, что тестирование технологии не может происходить исключительно на полигонах, поэтому стоит разрешить исключить для тестирования технологии водителя – человека полностью, причем сразу в Москве. Существует некое неофициальное международное соревнование по "регуляторным песочницам" в области беспилотных автомобилей, но практика до сих пор была более осторожной, чем то, что предлагает Яндекс. В остальных проектах регуляторных песочниц мы видим гораздо меньшую вероятность их успешной реализации", - рассказал Андрей Шолохов.
Директор по продажам "ТехЛАБ" Дмитрий Алексенко считает, что подобные попытки государства предоставить некоторые преимущества для ряда областей за счёт принятия новых законопроектов являются весьма позитивным моментом. Однако, он по, что пока документ на этапе первого чтения: не ясно, что в итоге получится на практике.
"Я считаю, что у седьмого проекта большие перспективы. Неудивительно, что большая часть предлагаемых проектов так или иначе связана с медициной. Эта отрасль во всем мире всегда была одной из самых важных, и последние годы создали благоприятную среду для ещё большего развития здравоохранения с точки зрения ИТ. На мой взгляд, проекты, связанные с анализом данных пациентов, являются очень важным и перспективным направлением. Они могут серьезно повысить качество современной медицины. Однако важно понимать, что многое зависит от качества данных, которые сейчас вносятся в медицинские системы. Без тщательного контроля этого аспекта вся аналитика пойдет насмарку. Но я убежден, что законодатели это понимают", - сообщил Дмитрий Алексенко.
Директор по маркетингу компании "Т1 Интеграция" Максим Гарусев отмечает: "Это очень своевременная и интересная инициатива, потому что скорость изменений и внедрения технологий такова, что законодательная и правоприменительная практика за этим темпом не успевают. Трудно сказать, какие из заявленных на первом этапе проектов выстрелят с помощью цифровых песочниц. По перечню видно, что в первую очередь таким регулированием воспользовались проекты, которые работают или с физическим объектами, которые способны нанести ущерб окружающей среде и людям (беспилотные автомобили и летательные аппараты), либо инновации, которые влияют на жизнь и здоровье человека. Предполагаю, что этот инструмент может быть востребован и ИТ-компаниями, которые разрабатывают не только физические решения, но и решения, которые связаны с персональными данными, с передачей конфиденциальной информации, с большими данными, которые также связаны с персональными данными. Для этих решений, на разработке которых специализируются многие российские ИТ-компании, механизм цифровых песочниц будет весьма полезен. И обязательно появятся игроки, которые им захотят воспользоваться, тем более что в Российской ИТ-экономике производителей софта гораздо больше, чем производителей аппаратных решений. Важно будет посмотреть, как будут работать первые проекты, помещенные в цифровые песочницы. От того, как заработает этот механизм, очень сильно будет зависеть дальнейший интерес игроков к новому инструменту государственной помощи ИТ-рынку".
Руководитель направления "Цифровые процессы" ИТ-компании "Крок" Виктор Смирнов считает, что данное регулирование может в значительной мере стимулировать цифровизацию ряда направлений. "К примеру, в телемедицине использование искусственного интеллекта в постановке диагноза уже используется в мире коммерческими структурами. Причем при условии грамотно обученного ИИ и использования выверенных алгоритмов, в 98% случаев диагнозы верны, и это прекрасный показатель. К сожалению, в России такие технологии в медицине пока находятся в стадии разработки или базовых стартапов. Безусловно, здесь есть большие риски, связанные, в первую очередь, с персональными данными, которые необходимо будет дополнительно предусмотреть", - убежден Виктор Смирнов.
По мнению Виктора Смирнова, для сервиса грузовых перевозок и коммерческого использования беспилотного наземного транспорта в отличие от медицины, необходимы более значительные ограничения - территориального характера. "Как минимум, тестирование таких технологий должно происходить на безопасной территории. Иначе научная фантастика из кинематографа с дронами, заглядывающими в окна высоток, может оказаться реальностью. В законе и комментариях к нему такой информации об ограничениях пока нет. Их отсутствие может привести к развитию токсичных коммерческих технологий и злоупотреблениям", - отмечает Виктор Смирнов. По его словам, вызывает сомнения решение в области дистанционного заключения договоров об оказании услуг связи с использованием биометрических технологий в сфере телеком. "На сегодня в стране уже множество примеров, моделей мобильного мошенничества, с которыми пока не удается справиться. Мобильные данные, биометрия, доступы в личные кабинеты банков и прочих приложений настолько тесно переплетены, что недоработки могут привести к массовым финансовым потерям простых граждан. Такая технология требует качественного осмысления с точки зрения безопасности. На сегодня даже при ее отсутствии мошеннические действия в телекоме обходятся гражданам дорого", - подчеркивает Виктор Смирнов.
По его оценке, не меньшие сомнения вызывает также сервис для малого и среднего бизнеса по подбору оптимальных сфер и мест деятельности на базе больших данных. "Фактически речь идет о попытках введения правового режима в коммерческой сфере и бизнесе. В Москве уже есть такой сервис, он успешно реализован и функционирует без дополнительного нормативного регулирования. Есть похожие сервисы у Центробанка, Сбербанка и иных банков. Никаких юридических ограничений для их функционирования нет, и не понятно, зачем прописывать в законе конкретное бизнес-решение, которое не тиражируемо, не создает нового рынка, не создает отраслевой, социальной, экономической ценности, и при этом в настоящее время уже регулируется гражданским кодексом. Тренд на снижение излишних регуляторных барьеров в данном случае не соблюдается", - отмечает Виктор Смирнов.
Руководитель направления информационной безопасности ITGLOBAL.COM Александр Зубриков подчеркивает, что со всеми перечисленными направлениями человек сталкивается ежедневно и информатизация данных сфер ведет к повышению качества жизни людей (медицина, транспорт, логистика и тд). По его словам, стремление к созданию регуляторных песочниц похвальна, поскольку это означает, что регуляторы стремятся к иновациям. "Это побуждает бизнес к информатизации, внедрению новых технологий и здоровой конкуренции. Автоматизация рутинных процессов позволит оказать услугу большему количеству людей не теряя при этом в качестве. Создание регуляторных песочниц в производственной отрасли,области оказания услуг, на наш взгляд, может мотивировать компании к внедрению новых технологий. Например, регуляторные песочницы уже успешно применяются в таких странах как Сингапур,Нидерланды, Швейцария и др. Во всем мире реализуется порядка 14 регуляторных песочниц", - говорит Александр Зубриков.
Однако, по мнению Александра Зубрикова, стоит учитывать что любая информатизация автоматически повышает риски с точки зрения информационной безопасности, про которую все часто забывают.
Генеральный директор компании CorpSoft24 Константин Рензяев отмечает, что данный НПА не равнозначно подходит для каждого из семи проектов. "Беспилотники сейчас использовать нельзя и для них действительно нужна песочница, для развития и накопления экспертизы. А вот обезличено заниматься анализом медицинских показателей с использованием ИИ – ничего особо не мешает. Так вот, без введения ЭПР для беспилотных летательных объектов или наземного транспорта – развитие не возможно. Хотя максимально быстро достигнуть результата можно в медицине, но коммерчески успешным полученный продукт станет в первую очередь в странах с развитыми платными медицинскими услугами", - считает Константин Рензяев.
По оценке юриста Адвокатского бюро "Линия права" Софии Синяковой, регуляторная песочница является эффективным инструментом. "Регуляторные песочницы, или экспериментальные правовые режимы, применяются в сфере инновационной деятельности в том случае, если общее регулирование соответствующей сферы отсутствует или порождает препятствия в осуществлении инновационных проектов, которые могут создать угрозу их реализации.Соответственно, регуляторная песочница, прежде всего, позволяет восполнить с учетом потребностей быстроразвивающейся цифровой экономики нормативно-правовое регулирование, которое зачастую "отстает" от инновационной сферы. Кроме того, регуляторная песочница позволяет на льготных правовых условиях предпринимателям протестировать новые технологии. Регуляторная песочница является прогрессивным и "опережающим" регулированием и широко применяется в мировой практике. Данный инструмент активно реализуется в Великобритании, США, Гонконге, Малайзии, Сингапуре, Австралии, Индонезии, Швейцарии, Канаде и других странах мира", - объясняет София Синякова
Владелец IT-legal компании "Катков и партнёры" Павел Катков также убежден, что регуляторная песочница - неплохой механизм, однако, по его словам, он имеет недостатки. "Главный заключается в том, что песочница - это все же не реальная жизнь и реальная деятельность, и то, что сработало в песочнице, может не сработать за её пределами. Тем не менее, тестовый режим - это правильно, особенно там, где это касается экспериментальных правовых и экономических моделей. Например, когда в 2013 году принимали антипиратский закон №187-ФЗ, ни в России, ни в мировой практике не были распространены регуляторные песочницы, однако этот механизм запустили только для кино. Потом, когда стало понятно, что этот механизм не "разрушил интернет", как предрекали его противники, закон расширили на другие отрасли. Как это сработает сейчас, непонятно, так как песочница всё же не реальная деятельность, а сравнивать с зарубежным опытом тоже нерелевантно: насколько мне известно, у них у самих понятие regulatory sandbox получило более-менее широкое распространение только после 2016 года", - подчеркивает Павел Катков.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын считает, что регулирование позволит запустить работающие прототипы инноваций, которые без этого правоохранительные структуры, вероятно, могли бы притормозить. Кроме того, по его оценке, можно будет вживую прочувствовать проблемы, которые возникнут на практике. К примеру, урон здоровью пациента, которому искусственный интеллект неверно поставил диагноз, транспортные происшествия с казуальным исходом, хищения средств мошенниками, которые обманут биометрию, и т. п.
"Многие изобретения сами по себе не имели шансов на коммерческий успех. Первый коммерческий браузер Netscape, конечно, имел теоретические шансы на успех, но на практике бесплатный Internet Explorer его быстро убрал с рынка. А Internet Explorer, естественно, сам по себе никакого коммерческого успеха не имел, зато помогал продавать операционную систему. Если бы Google не приобрёл YouTube, то тот, вполне вероятно, однажды закрылся бы. Всё то же касается очень большого числа нововведений, связанных с информационными технологиями. Зачастую они оказываются успешны только как часть какой-то более крупной системы", - говорит Леонид Делицын.
Аналитик "Фридом Финанс" Валерий Емельянов считает, что успех современного Китая во многом является производным от экспериментов с выделенными территориями и отраслями, где инвесторам было позволено творить и зарабатывать. Из последних примеров, он называет, цифровой юань, который имеет ограниченное хождение, но уже довольно сложившуюся инфраструктуру. "В США многие годы тестируют автомобили на автопилоте в отдельных штатах, городах и районах, и это тоже позволяет добиваться успеха. Изначально в пилотном режиме появились сервисы телемедицины, сейчас они есть у многих крупных корпораций, в том числе не связанных тесно с медициной, например, у Amazon. Собственно термин "регуляторные песочницы" является калькой с английского. Это часть более широкого современно понятия RegTech – регуляторные технологии, то есть технологии, нацеленные на цифровизацию и автоматизацию работы регулирующих органов. Они сейчас применяются по всему миру от Индии до Америки", - говорит Валерий Емельянов.По его оценке, наиболее перспективными выглядят проекты крупных компаний, в частности, биометрия и телемедицина от МТС и беспилотные такси "Яндекса". "Во-первых, объективно это самые зрелые из перечисленных технологий, они уже реализованы в том или ином виде в других странах. Во-вторых, у больших компаний есть финансовые ресурсы и компетенции, чтобы довести эти проекты до конца", - считает Валерий Емельянов.
Анна Сапрыкина