Первый ЦОД в системе Минфина 26 мая откроют первый вице-премьер Игорь Шувалов, министр финансов Антон Силуанов, глава ФНС Михаил Мишустин и глава Московской области Андрей Воробьев. Визит столь представительной делегации на открытие формально довольно обычного объекта, крупного дата-центра, объясняется той ролью, которую система центров обработки данных должна сыграть в развитии возможностей ФНС и других структур, подведомственных Минфину.
ЦОД начали проектировать еще в 2012 году, стоимость всего проекта федерального центра в Дубне — 7,9 млрд руб. Второй центр, резервный, откроет Федеральное казначейство в нижегородском Городце — мощности двух центров будут взаимно дублированы, третий центр будет позже создан в волгоградской Ерзовке. Кроме этого, в десяти городах создаются центры подготовки данных для обработки и консолидации данных отчетности, фактически частью единой системы станут и все подразделения ФНС. Задача ЦОД в Дубне — формировать "единый налоговый файл" РФ, то есть общую базу налоговых данных для всей страны в одном месте. Среди крупных налоговых юрисдикций и финансовых центров такие проекты есть лишь в США (на уровне штатов), Великобритании и Сингапуре. Любой анализ налоговых данных и сопоставление их с другими данными может с момента запуска дубнинского ЦОД осуществляться в единой базе.
По данным "Ъ", ФНС начала консолидацию данных под запуск федерального центра еще в 2014 году. С начала 2015 года. в расчете на постоянную работу с использованием мощностей ЦОД запущена автоматизированная система контроля (АСК) "НДС-2" — в I квартале 2015 года система, выявляющая "разрывы" в цепочках по уплате НДС, существенно повысила сборы налога в условиях общего сокращения начисления других налогов. Первое же пока применение ЦОД, которое, очевидно, почувствуют все налогоплательщики,— с апреля 2015 года мощности центра позволили ФНС ввести в действие систему электронного риск-ориентированного контроля. Пока система, позволяющая ФНС "раскрашивать" налогоплательщиков по группам риска (высокорисковый "красный", "желтый", "зеленый" с минимальными рисками) и ориентировать проверки, работает только с НДС. Далее возможна работа с другими группами налогов. Фактически же речь идет о создании уже с 2015 года в отношении всех налогоплательщиков России, как физлиц, так и юрлиц, индивидуальных "налоговых историй".
Возможности ФНС, представляемые крупнейшим проектом в сфере big data в РФ, расширятся к 2017 году на порядок. Централизация налоговой информации позволяет обеспечить для любого налогоплательщика экстерриториальность обслуживания (любые операции, связанные с ФНС, в любой инспекции вне зависимости от регистрации налогоплательщика) и "бесконтактность" работы ФНС — какая-либо необходимость контакта налогового инспектора и налогоплательщика в системе отпадает, это снижает возможности "низовой" коррупции. Резко расширяются и возможности "обсчета" ФНС консолидированных групп налогоплательщиков в единой базе данных и вычисления схем оптимизации налогообложения.
Консолидация данных ФНС дает и новые возможности (в том числе для законодателей и Минфина) видоизменять налоговые режимы. Так, технически "единый налоговый файл", будучи сопоставлен с данными баз данных ЗАГС, позволяет вводить вычеты для домохозяйств, а в случае с данными ПФР и соцслужб — видоизменять налоговые вычеты в зависимости от дохода физлиц, то есть двигаться в сторону адресной соцполитики без крупных затрат. Наконец, без обработки данных кадастра по всей стране параллельно с "единым файлом" невозможно взаимодействие ФНС по налогу на недвижимость физлиц. В распоряжении налоговиков данные о всех объектах недвижимости, принадлежащих физлицу по всей стране, могут быть получены практически мгновенно.
Возможна в теории и "привязка" данных ФНС к данным банковских трансакций, и эффективный обмен данными о налоговых операциях с другими юрисдикциями (что существенно сократило бы возможности трансграничной налоговой оптимизации), другие проекты в сфере big data, которые еще несколько лет казались непредставимыми. Так, в налоговой службе уже говорят о предстоящей с 2018 года интеграции своих услуг в единый сервис госуслуг. Это позволит "рывком" преодолеть некоторое отставание РФ от наиболее продвинутых юрисдикций в сфере "электронного государства".
В любом случае Минфин, основной бенефициар системы ЦОД, с 2016-2017 года получит в руки инструмент, существенно усиливающий его реальные и, что более рискованно, и потенциальные возможности по отношению к бизнесу и предпринимателям. В этом есть и положительные, и отрицательные стороны: "скачки" в эффективности сбора налогов воспринимаются (например, по опыту Италии 2000-х) как разовое ухудшение делового климата в виде роста эффективной ставки налогов в юрисдикции. Пока же главные выигрывающие от стремительно растущей "прозрачности" налогоплательщика — отрасли, в которых сравнительно мало распространена конкуренция через уход от налогов, а также сама ФНС, получающая возможность увеличить сборы за счет роста эффективности администрирования. По данным "Ъ", из 1,34 трлн руб. роста налоговых поступлений 2014 года в сравнении с 2013 годом ведомство Михаила Мишустина относит на счет качества администрирования 406 млрд руб., на рост индекса-дефлятора ВВП — 515 млрд руб., на увеличение ставок НДПИ и акцизов — 375 млрд руб., на счет физического роста ВВП — 47 млрд руб.
Дмитрий Бутрин