В эту пятницу на околоземную орбиту выйдут два спутника Perseus-M, принадлежащих российской компании «Даурия аэроспейс», рассказал «Ведомостям» основатель и президент компании Михаил Кокорич (бывший совладелец «Техносилы» и «Уютерры»). Еще через месяц произойдет запуск аппарата DX1. Вместе они станут первой частной спутниковой группировкой в России и обеспечат мониторинг судоходства на океанских и речных линиях, добавил он.
Perseus-M созданы на основе микроспутниковой платформы, разработанной в «Даурия аэроспейс», и несут на борту специальный прибор — блок автоматической идентификационной системы (АИС), рассказал Кокорич.
АИС — это система обмена данными между кораблями и наземными судоходными службами. Она предупреждает о возможных столкновениях судов и позволяет передавать расширенную информацию не только о местонахождении судна, но и о его идентификационном номере, курсе, скорости, габаритах, осадке, пункте назначения. Сейчас на орбите действует 12 космических аппаратов, принимающих сигналы АИС. Они принадлежат как коммерческим компаниям, так и государственным службам. Крупнейшие из них — exactEarth (пять аппаратов на орбите), ORBCOMM (два аппарата) и SpaceQuest (четыре спутника).
Применение группировке «Даурия» уже нашла: у нее есть договоренности с государственными ведомствами, рассказывает Кокорич. Так, она подписала соглашение с ФГУП «Морсвязьспутник» о совместном использовании космических аппаратов с целью реализации проекта создания космического сегмента АИС для мониторинга морских и речных судов. Кроме того, у «Даурии» есть заказ от Роскосмоса на создание двух наноспутников (МКА-Н) («Даурия» выиграла у ведомства тендер на 315 млн руб.).
Стоимость проекта «Даурии» по созданию спутниковой группировки (включая разработку и создание спутников) — примерно $15 млн, рассказывает Кокорич. Из них на два аппарата Perseus-M ушло $4-5 млн, объясняет он. Согласно данным Crunch Base, общие инвестиции в «Даурию» составили $30 млн. $10 млн — собственные средства Кокорича и его партнеров (среди них, например, бывший сотрудник банков «Траст» и «Уралсиб» Дмитрий Хан и экс-гендиректор «Дымова» Сергей Иванов). Остальное вложил венчурный фонд I2BF Global Ventures Ильи Голубовича (сын бывшего финансового директора ЮКОСа Алексея Голубовича).
Развитие рынка небольших аппаратов для России очень важно. Ведь отечественная космическая отрасль производит спутники еще по советским технологиям, говорит аналитик НП «Глонасс» Андрей Ионин. По массовым характеристикам они на порядок хуже, чем западные аналоги, которые имеют такие же функциональные возможности, считает Ионин. Коммерческий успех «Даурии» будет зависеть от количества госзаказов, уверен эксперт. Он вспоминает пример мирового лидера отрасли — американской DigitalGlobe, которая выглядит коммерчески успешной компанией. Но большая часть ее заказов исходит от Пентагона, т. е. американцы используют так называемый принцип двойного финансирования — компания коммерческая, но ее основным заказчиком является государство, добавил он. В случае с «Даурией» государство также может стать «якорным потребителем», считает Ионин. В коммерческом успехе негосударственных спутников уверен и сооснователь GVA LaunchGurus Гари Фаулер: такие компании, как SpaceX Элона Маска и Virgin Galactic Ричарда Брэнсона, доказали, что космос — это следующий коммерческий рубеж. «Даурия» находится в хорошем положении и может занять значительную долю рынка негосударственных космических разработок, для чего ей необходимо быстро развиваться в глобальной экосистеме, заводить партнеров, искать точки применения своих технологий в разных направлениях, заключает Фаулер.
Дарья Тросникова