ФАС признала МТС и "ВымпелКом" нарушившими ст. 11 закона "О защите конкуренции" "путем осуществления согласованных действий по установлению идентичных оптовых цен" на черные iPhone 4 с объемом памяти 16 Гб и 32 Гб в период с сентября 2010 года по апрель прошлого года, рассказали в службе.
В МТС и "Вымпелкоме" заявили, что не согласны с решением ФАС. "Каждый оператор проводил самостоятельную ценовую политику, если в какой-то момент произошло совпадение цен на iPhone 4, то это могло быть вызвано экономическими причинами объективного характера. У нас был идентичный товар, закупаемый у одного поставщика по одинаковой цене, мы несли одинаковые логистические затраты",— рассуждает пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко. В обеих компаниях примут решение о том, будут ли они оспаривать решение ФАС после того, как получат его мотивировочную часть.
По закону МТС и "Вымпелком" грозит оборотный штраф в размере от 1% до 15% от суммы выручки от продажи iPhone 4. В компаниях не говорят, о какой сумме может идти речь. По оценке ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, всего в период, который заинтересовал ФАС, в Россию было ввезено 170 тыс. iPhone 4 и большинство из них были проданы. При средней стоимости аппарата 30 тыс. руб. выручка МТС и "Вымпелкома" могла превысить 5 млрд руб., а максимальный размер штрафа составит 765 млн руб. По данным "Евросети", крупнейшие ритейлеры продали за этот период 118 тыс. iPhone 4, из них 2/3 черного цвета, то есть штраф может составить до 355 млн руб.
В начале этого года в силу вступил третий пакет поправок к антимонопольному законодательству, в том числе с новыми критериями для определения согласованных действий на рынке. Юристы удивлены, что первое же решение ФАС после этого вынесено не в пользу бизнеса. "Во-первых, МТС и "Вымпелком" в совокупности должны занимать более 20% товарного рынка, во-вторых, действия компаний могут быть признаны согласованными, только если одна из них публично заявила о планируемых действиях",— рассуждает руководитель антимонопольной практики юридической фирмы Goltsblat BLP Николай Вознесенский. Согласно политике Apple, ее партнеры не имеют права раскрывать закупочные цены, а на долю iPhone в 2011 году приходилось 8% от всех смартфонов, проданных в России (оценка IDC).
Партнеры операторов также не видят согласованности в их действиях. "В разные периоды времени, даже в рамках указанного ФАС срока цены, по которым осуществлялись закупки, были разные в зависимости от объемов партии, условий поставки и рыночной конкуренции",— говорит вице-президент по коммерции "Евросети" Виктор Луканин. "Они просто приняли решение, что уровень маржи будет таким-то, и попали примерно в одинаковые цены",— соглашается гендиректор компании "Белый ветер Цифровой" Данила Васкевич. Ритейлеры настаивают, что совпадение цен у разных продавцов — это нормальная практика. "Все продавцы мониторят цены друг друга. Ни о каком сговоре здесь речь не идет, это борьба за покупателя",— объясняет руководитель отдела по связям с общественностью re:Store Retail Group Людмила Семушина.
Анна Балашова, Владислав Новый, Анастасия Горшкова