Чем технологичнее автомобиль, тем больше в нем скрывается полупроводников. В прошлом году из-за пандемии и кризиса спрос на автомобили резко сократился. Как следствие, производители перестали закупать микрочипы в привычном объеме. В свою очередь, заводы, которые занимались сбором полупроводников и выращиванием для них кремниевых кристаллов, тоже приостановили свою деятельность.
Когда промышленность начала возвращаться к жизни, стало ясно, что производство чипов не успевает за спросом. Дело в том, что на создание одного полупроводника тратится до шести месяцев и большая часть этого срока уходит на выращивание кристалла. Таким образом, если сборочный завод может запуститься в течение нескольких дней и уже выдавать готовую продукцию, то экспортер микрочипов вынужден ждать, когда «созреют» полупроводники.
При этом эксперты отмечают, что для возобновивших работу заводов полупроводников автомобильная промышленность является далеко не приоритетным заказчиком. В первую очередь новые полупроводники поступают производителям смартфонов, игровых консолей и другой бытовой электроники, поскольку они, как правило, более прибыльные клиенты.
По данным Goldman Sachs, дефицит полупроводников достиг 20% и затронул около 169 отраслей промышленности — от производства стальных изделий и готовых бетонных смесей до производителей кондиционеров, холодильников и пива. От кризиса чипов пострадало даже производство мыла. Банкиры считают, что только в США из-за последствий мировой нехватки чипов ВВП может снизиться на 1% в 2021 году.
В сложившейся ситуации некоторые автопроизводители, пишет The New York Times, начали резервировать чипы для более дорогих моделей, которые приносят больше прибыли.
«Мы пытаемся найти разумный способ расставить приоритеты для автомобилей с более высокой маржинальностью», — заявила в четверг аналитикам Клотильда Дельбос, заместитель генерального директора Renault. В свою очередь, генеральный директор Renault Лука де Мео сообщил акционерам, что нехватка полупроводников может привести к падению объема производства в этом году по меньшей мере на 100 тыс. автомобилей.
В Германии тысячи рабочих были отправлены в отпуск на неопределенное время, поскольку заводы Volkswagen и Mercedes были вынуждены прекратить производство. Fiat замедлил выпуск автомобилей на своем бразильском заводе в Бетиме, фабрика Peugeot Citroen в Ренн-ла-Жанэ во Франции, где заняты 2 тыс. человек, также работает не в полную силу.
По данным Bloomberg, Mitsubishi сократит выпуск автомобилей в мае на 16 тыс. штук. Какие именно модели будут приостановлены в производстве, в настоящее время неясно, но, по данным источников, больше всего кризис коснулся заводов в Окадзаки и Мидзусиме.
Наталья Трынко, руководитель PR-группы «Jaguar Land Rover Россия», отмечает, что ситуация вынудила компанию скорректировать производство и остановить несколько заводов.
«Jaguar Land Rover, как и другие автопроизводители, испытывает влияние ситуации с распространением COVID-19 на свою сеть поставок, включая глобальную ситуацию с полупроводниками/микрочипами, что, в свою очередь, сказывается на производственных планах и наших возможностях удовлетворить спрос на некоторые автомобили», — сказала она.
Как сообщила Трынко, заводы в Касл-Бромвиче и Хейлвуде «встали на прикол» с 26 апреля, но завод в Солихалле продолжит работу. Компания планирует вернуться к производству в полном объеме сразу, как это станет возможно.
Тем временем китайский автопроизводитель Geely Motors утверждает, что уже решил проблему с полупроводниками.
«Проблема нехватки микрочипов в некоторой степени отразилась и на продуктах Geely, представленных на российском рынке, однако к настоящему моменту трудности преодолены. Geely Automobile контролирует ситуацию и работает над обеспечением бесперебойной поставки микросхем», — отметили в пресс-службе компании.
Общемировой кризис уже начал сказываться на поставках автомобилей российским дилерам. Андрей Каменский, директор по маркетингу АГ «Авилон», подтверждает, что кризис уже сказывается на бизнесе и доступности моделей различных брендов.
«Нехватка автомобильных микрочипов действительно влияет на рынок. К примеру, не хватает схем, которые управляют мультимедиа или пневмоподвеской — для автомобилей премиального сегмента данные опции крайне важны. Уже понятно, что возникшая проблема в связи с этим может продлиться до конца года. Между тем дефицит автомобилей сохраняется. Нехватку по некоторым позициям в разной степени фиксируем, например, у Audi, BMW, Mercedes, Jaguar Land Rover, Cadillac, Chevrolet», — заявил он.
Руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев подтверждает кризисную ситуацию в бизнесе и дает неутешительные прогнозы на текущий год.
«Проблема серьезная. Уже сейчас ряд производителей поставляет новые автомобили с заглушками. Volkswagen за год сократит выпуск автомобилей на 2 млн при среднегодовом производстве в 9 млн, это около 23%. Проблема будет решена не раньше конца года, а возможно, перейдет и на 2022 год. Аналитики прогнозируют полное решение проблемы к концу I квартала 2022 года. Это может очень существенно сказаться на отрасли.
Продажи новых автомобилей в России, скорее всего, упадут на 10–15%. Однако, с точки зрения дилеров, это неплохо, так как склады не успеют затовариться. Если раньше кризисы были кризисами потребления и машины просто копились у дилера, то сейчас ситуация связана с предложением. Ко всему прочему, в России уже начинается замедление спроса на машины и уже сейчас мы видим повышение цен, которое продолжится до конца года. Связано ли это с нехваткой компонентов — не могу точно сказать. Однако цены могут вырасти на 10%», — рассказал «Известиям» Мосеев.
В представительстве компании BMW «Известиям» сообщили, что испытывают трудности с опциями на различных моделях автомобилей.
«Заказы на полупроводники были размещены в достаточном объеме для производственных мощностей 2021 года, и мы ожидаем, что наши подрядчики исполнят свои обязательства. На данный момент автомобили поступают в Россию в полном объеме, тем не менее некоторые опции могут быть недоступны к заказу, но мы уверены, что способны предоставить клиентам альтернативу из широкого списка опций», — рассказал источник в компании.
Оператор общедоступных информационно-навигационных сетей АО «ГЛОНАСС» для своего бизнеса угроз не видит.
«Те же самые микросхемы применяются и в производстве другой автоэлектроники (блоки ABS, управления двигателем и т.д.). Соответственно, дефицит в первую очередь может повлиять на всю автопромышленность и уже во вторую — на выпуск устройств вызова экстренных служб. Если же на рынок из-за нехватки полупроводников будет поставляться меньше транспортных средств, для них нужно будет и меньшее количество устройств», — рассказали «Известиям» в пресс-службе АО «ГЛОНАСС».
Работники «АвтоВАЗа» рассказали корреспонденту «Известий», что кризис предприятия не коснулся, а склады, наоборот, полностью заполнены продукцией, в том числе из-за своевременной реакции логистов.
«В автомобилях Lada мало сложной электроники. Если и будут проблемы с чипами, то только в системах ЭРА-ГЛОНАСС. На сегодняшний день снижение плана или остановка линии производства никак не связаны с чипами. Вазовские логисты еще в самом начале коронавируса были предупреждены, что проблемы с чипами будут после пандемии. В данный момент у нас обновление модельного ряда идет (Granta, новый двигатель) и модернизация участка сварки на В. План сокращают еще потому, что перед коронакризисом все, кто мог купить машины, их купили. Сейчас склады забиты», — рассказал источник в компании.
Независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев считает, что на количество выпускаемой продукции повлияла стратегия развития бизнеса.
«Безусловно, ситуация с нехваткой микрочипов уже сказывается на рынке, и в ближайшие полгода этот вопрос оперативно не решить, так как крупнейшие производители чипов последние 3–4 года вкладывались не в увеличение производственных мощностей (рынок был стабилен), а в фундаментальные разработки», — рассказал Бургазлиев. По словам эксперта, больше всего пострадали и еще пострадают те модели, в которых много электроники — средний и высокий ценовой сегмент. В свою очередь, найти замену недостающим микросхемам сейчас крайне сложно, так как у крупных производителей автокомпонентов были контракты с крупными поставщиками электронных чипов.
«Может быть приостановлено производство отдельных моделей. Если говорить о конкретных брендах, то это европейцы, которые работают с поставщиками первого уровня, такими как Continental или Bosch, так как в огромном числе компонентов, производимых этими компаниями для Европы, есть субкомпоненты с использованием микрочипов. Полагаю, сильнее всего могут пострадать BMW, VW/Audi, Mercedes, Opel. В первую очередь трудности возникнут с дисплеями, панелями приборов, климат-контролем, ABS, ESP», — отметил Сергей Бургазлиев.
Елена Еремина