Санкции, введенные в отношении руководства «Яндекса», затрудняют сотрудничество российской компании с иностранными партнерами. Напомним, кроме того, что многие сервисы компании компании, действовавшие в странах Западной Европы, сегодня заблокированы.
В ноябре 2022 года «Яндекс» зарегистрировал за рубежом новую компанию - холдинг Beyond ML, имеющий юридические адреса в Армении (Ереван), Швейцарии (Цюрих), США (Ньюберипорт, Нью-Йорк), Сербии (Белград) и Испании (Севилья). На сайте Beyond ML раскрыта информация о шести принадлежащих ей стартапах, однако нашлось уже десять организаций, указавших на своих ресурсах Beyond ML в качестве материнской, контролирующей или управляющей компании. Это Lawrify, Smelter, Sellesta, Membrace, rcmx (Recommendix), Meteum, Neurodub, askthecrowd, Tune The Model, Tune The Ads. Все они специализируются на различных сферах применения технологий искусственного интеллекта и машинного обучения.
В пресс-службе «Яндекса» признали, что холдинг Beyond ML является их проектом, назвав его «внутренним экспериментом» компании. Официально проект работает со стартапами в области машинного обучения.
Однако, есть свидетельства тому, что руководство «Яндекса» рассчитывает на большее: создать защищенный от санкций бренд, под которым сможет работать в большинстве «недружественных» стран. Так, считается, что швейцарская регистрация облегчит партнерство ИТ-компании со всеми странами ЕС и позволит поначалу обойтись без более длительной регистрации международного торгового знака. При этом заявленные при регистрации категории деятельности Beyond ML охватывают не только область машинного обучения, но и другие направления работы ИТ-гиганта: облачные услуги, нейросети, маркетплейсы, разработка различного ПО: мессенджеры, антивирусы, видеоконференции, видеохостинги.
Кроме того, в число руководителей стартапов входят бывшие сотрудники «Яндекса», прекратившие работу в компании после февраля 2022 г. По информации анонимных источников, эти сотрудники релоцировались при поддержке компании. Названия стартапов, не содержащие никаких указаний на «Яндекс», должны говорить о том, что компания делает ставку на дальнейшую работу за рубежом с использованием новых наименований и нового бренда.