Глава «Норникеля» уже не раз рассказывал, что внедрение IT-технологий заметно повысило эффективность работы компании. По его мнению, через 5–7 лет мировые лидеры горно-металлургической отрасли будут жестко конкурировать в разработке и внедрении цифровых технологий.
— Многие компании в мире сейчас работают над тем, чтобы при помощи современных IT-технологий, цифровых технологий решать вопросы технологического, логистического, управленческого характера, и в «Норильском никеле» таких инициатив десятки одновременно разрабатываются, — сообщил Владимир Потанин главе правительства. — В результате создается интеллектуальная собственность, или просто ноу-хау. И конечно, плодами такого рода работы хотелось бы воспользоваться не только для производства, но и для того, чтобы эти возникающие права каким-то образом монетизировать, то есть получить возможность оправдать, вернуть расходы на создание таких технологий, а также получить доступ к разработкам других компаний.
Глава «Норникеля» попросил законодательно закрепить возможность расширения торговли товарами и услугами в цифровом виде. По его мнению, во всем мире сейчас идет поиск такого рода решений, но оптимальных пока нет нигде.
— Конечно, хотелось бы в нашей стране совместными усилиями такого рода законодательную, регулятивную базу создать, — предложил он. — Знаю, что такая работа ведется в правительстве и Центральном банке. Мы с помощью экспертов, которые работают на площадке РСПП, подготовили ряд предложений по совершенствованию такого рода законодательства и хотели бы попросить, чтобы вы их поддержали.
По информации «Известий», правительство в ближайшее время рассмотрит изменения в законодательство в части использования и лицензирования интеллектуальной собственности в нескольких сферах. Но, как сказал глава кабмина, к вопросам законодательных поправок в области цифровизации нужно подходить особенно аккуратно.
— Вы сами знаете, эти технологии только создаются и нам, с одной стороны, нельзя оставить эту «поляну» вообще без регулирования, а с другой стороны, ее нельзя зарегулировать, — ответил Дмитрий Медведев. — Потому что мы начнем, допустим, выдавать какие-то юридические решения, а через полгода, через год (вы знаете, как всё развивается) они могут прийти уже в прямое противоречие с тенденциями развития цифрового мира. Поэтому эти вещи (изменения в гражданском законодательстве и создание отдельных законодательных актов) нужно очень тщательно выверять, чтобы самим себе не связать руки. Я всё время об этом говорю коллегам по правительству.
Нацпроект «Цифровая экономика» нацелен на то, что к 2024 году 97% домашних хозяйств страны будут иметь доступ к широкополосному интернету (100 Мбит/с). Во всех городах с населением более 1 млн человек должно быть обеспечено устойчивое покрытие сетей беспроводной связи пятого поколения (5G). В России появятся десять цифровых платформ для основных отраслей экономики, вузы будут выпускать более 120 тыс. IT-специалистов в год. Доля населения, владеющего цифровыми навыками, составит 40%. При этом к 2024 году доля иностранного софта и оборудования в закупках госорганов должна снизиться до 10 и 50% соответственно. Общая стоимость программы составляет 1 трлн рублей. Всего на развитие «цифры» будет направлено в общей сложности 2 трлн рублей госинвестиций.
Павел Панов