Развитие цифровых технологий в медицине одно из приоритетных направлений во всем мире. Множество конференций, форумов и площадок для презентации новейших разработок в здравоохранении, таких как CPhI Worldwide, только подтверждают это. Перспективы использования цифровых информационных систем широки и многогранны. Функционирующие уже сегодня системы электронной записи на прием с последующим напоминанием и отправкой результатов на смартфон, достижения в области телемедицины, «облака» для хранения и обработки информации, а также новейшие разработки фармакологической индустрии все это говорит о важности и необходимости дальнейшего развития сферы.
Использование цифровых технологий в медицине, помимо ускорения многих процессов, может позволить получить доступ к качественному здравоохранению максимальному количеству людей, которые по тем или иным причинам не имеют такой возможности. Для России эта проблема особенно актуальна. Размеры страны и неравномерно развитая инфраструктура создают трудности в процессе подключения граждан из удаленных от цента страны местностей к единой сети. Также высокий процент жителей пожилого возраста, испытывающих трудности при взаимодействии с технологиями накладывает отпечаток и формирует недоверие к цифровой медицине. По плану Минсвязи, к 2024 году вся страна будет иметь возможность получать первичные медицинские консультации онлайн. Личные карты с данными о пациентах будут интегрированы в единую систему, и любой медицинский специалист будет иметь к ним доступ. Такой подход помимо удобства создает и дополнительные проблемы. Например, необходимо создать устойчивую систему защиты, способную не допустить утечек личных данных граждан в свободный доступ. Помимо этого доступ к частной жизни пациентов получат практически все государственные институты, что тоже создает некоторую тревожность и рождает вопросы о необходимости цифровых трансформаций.
Реагируя на подобные проблемы в других странах, ВОЗ разработала рекомендации, которые способствуют созданию диалога между государством и гражданами в процессе внедрения цифровых медицинских услуг. В частности в них вошло обязательное обучение медперсонала, для работы с развивающейся системой. По мнению представителей ВОЗ, цифровые технологии не должны заменить традиционный медицинский подход и ориентацию врача на пациента, их задача облегчить рутинные процессы и улучшить качество диагностики. В частности, поэтому широко развивается телемедицина. Онлайн – консультации могут стать спасением при необходимости проведения экстренных консультаций и даже оперативных вмешательств, однако это никогда не сможет заменить очного осмотра специалистом.
Удастся ли реализовать все пункты в срок пока не ясно, но с точки зрения открытости и готовности к инновациям Россию можно назвать одной из ведущих стран. Об этом можно судить даже по количеству мероприятий и форумов, направленных на решение вопросов развития цифровизации в медицине и фармакологической отрасли. И тяжелая эпидемиологическая обстановка в мире только подчеркивает правильность выбранного вектора развития здравоохранения.
В то время, когда единственным способом снизить риски заражения коронавирусом является полная социальная изоляция, возможность проведения удаленных консультаций для постановки предварительных диагнозов и мониторинга людей входящих в группу риска помогает бороться с заболеванием, распространяющимся стремительными темпами.
Развитие цифровых технологий в здравоохранении уже сегодня может не только изменить качество медицинских услуг во всем мире, но и реально спасти сотни жизней, в условиях пандемии.