Российские и зарубежные вузы имеют большой опыт встраивания курсов ИКТ-вендоров в учебный процесс (речь идет об академиях ИТ-компаний, действующих на базе крупнейших высших учебных заведений). Вместе с тем единой теоретической и методологической базы для интеграции таких курсов в образовательные программы высшего профессионального образования на основе действующей нормативной базы пока нет.
В течение последних пяти лет МГТУ им. Н.Э. Баумана, Учебно-методическое объединение вузов России по университетскому политехническому образованию и МАК ИКТ вели активную работу с целью обобщения фундаментальных и прикладных знаний вузов и опыта ведущих ИТ-компаний и интегрирования его в единую образовательную программу. Важным шагом в решении этой задачи стало рабочее заседание комитета АПКИТ по образованию, состоявшееся в июле прошлого года. На нем представители исполнительной дирекции МАК ИКТ и специалисты компании Cisco предложили обсудить возможности более активного использования готовых образовательных курсов ИКТ-вендоров в академической среде с учетом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Эту идею поддержали другие участники упомянутого заседания, и первым практическим шагом по ее реализации стало создание концепции «Открытая система интеграции образовательных ресурсов ИКТ-компаний в основные и дополнительные образовательные программы вузов (СИОР ИКТ)». В экспериментальном проекте были задействованы учебные ресурсы программы Сетевых академий Cisco и ИТ-специальности высшего профессионального образования, курируемые учебно-методическими отделами по университетскому политехническому образованию.
Концепция СИОР ИКТ представляет собой методологию, которую могут использовать вузы, разработчики и поставщики информационно-коммуникационных технологий, работодатели, а также общественные и профессиональные объединения, госструктуры и т.п. Учитывая многообразие и сложность задач по созданию СИОР ИКТ, реализация этой программы должна проходить поэтапно. На первом этапе предполагается разработать рекомендации и способы наполнения основных учебных программ вузов, работающих на базе ФГОС, нормативно-методическим содержанием в соответствии с предложениями ИКТ-вендоров.
«Интеграция учебных ресурсов ИКТ-компаний в образовательные программы вузов активно осуществляется во всем мире и признана необходимым шагом для гармоничного соединения фундаментальных и прикладных компетенций будущих специалистов, - говорит исполнительный директор МАК ИКТ А.Ю.Филиппович. – Программа СИОР ИКТ призвана сформировать эффективные механизмы адаптации высококачественных учебно-методических ресурсов участников ИТ-рынка, транслировать требования ИТ-индустрии к выпускникам российских вузов и обеспечивать их актуальными знаниями».
В настоящее время обсуждается и апробируется совместный пилотный проект МАК ИКТ и компании Cisco, в рамках которого создана программа «Основы информационно-коммуникационных технологий и сетевое администрирование». Она направлена на обеспечение нормативной интеграции учебных курсов программы Сетевых академий Cisco (IT Essentials и CCNA Discovery) в основные образовательные программы более десятка ИТ-специальностей ФГОС высшего профессионального образования: «Автоматизация и управление», «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика» и т.д. Программа включает в себя соответствующие разделы обязательных образовательных программ, а также дополнительную информацию, которая может использоваться в рамках собственных образовательных стандартов учебных заведений. По окончании обучения студенты могут сдать экзамены для получения международных отраслевых сертификаций в области ИКТ (CompTIA, EUCIP, CCNA).
Проект СИОР ИКТ обсуждался на круглом столе «Интеграция учебных курсов ИТ-компаний в образовательные программы вузов на базе ФГОС и профстандартов». В нем приняли участие исполнительный директор МАК ИКТ Андрей Филиппович, координатор программы Сетевых академий Cisco в России Александр Турилин и технический менеджер программы Сетевых академий Cisco Семен Овсянников, а также советник Департамента стратегических технологий Microsoft в России по вопросам образования Александр Гаврилов, координатор образовательных программ «Лаборатории Касперского» Анастасия Горелова, менеджер «1C» по работе с авторизованными учебными центрами и образовательными учреждениями Светлана Диго, национальный программный специалист Института информационных технологий в образовании ЮНЕСКО профессор Александр Хорошилов и др. Вел круглый стол заместитель директора «1С» Павел Гудков, который входит в состав Образовательного комитета АПКИТ.
По результатам круглого стола было проведено анкетирование представителей ведущих вузов России. Оно показало, что абсолютное большинство (97%) респондентов поддерживают идею встраивания курсов ИТ-компаний в учебные программы высшего образования, а 94% опрошенных считают создание СИОР ИКТ полезным и даже необходимым. По мнению Александра Турилина, «конференция показала, что для реформирования высшего образования в области ИТ необходимо тесное взаимодействие бизнеса и университетского сообщества. Компания Cisco готова предоставить свои обучающие материалы, разработанные в рамках программы Сетевых академий и успешно зарекомендовавшие себя во многих странах мира, а также актуальные курсы в соответствии с последними достижениями и изменениями в ИТ-сфере».
О Мультивендорном и академическом консорциуме в области информационно-коммуникационных технологий (МАК ИКТ)
МАК ИКТ - крупнейшая информационно-методическая площадка для открытого и эффективного взаимодействия между учебными заведениями, производителями и работодателями в сфере ИКТ. Основными целями консорциума являются: разработка современных стандартов ИКT-образования на основе интеграции систем фундаментального академического образования и прикладных авторизованных курсов производителей (вендоров) ИКТ; развитие и консолидация различных форм многостороннего частно-государственного партнерства между ведущими вендорами, вузами и научными организациями для формирования в России информационного общества и обеспечения ее конкурентного преимущества в сфере ИКТ; совершенствование нормативной и учебно-методической базы для реализации широкого спектра бакалаврских, магистерских и дополнительных образовательных программ в сфере ИКТ.