Cognitive Technologies вложила в создание системы искусственного интеллекта 70 млн. руб.

Компания Cognitive Technologies вложила в разработку технологии понимания сложных типов документов за последние 5 лет более 70 млн. рублей. Это позволило создать первую в России систему, обеспечивающую промышленное качество ввода сложных типов документов, к которым главным образом относится первичная бухгалтерская документация (счета фактуры, товарно - транспортные накладные и т.д.).

Основными потребителями такого решения являются в первую очередь крупные ритейлеры.

Следует отметить, что это кардинально иные технологии, нежели системы распознавания символов, в их традиционном понимании. «Обычные OCR-системы на реальных документах могут дать точность распознавания не более 50% полностью правильных строк таблицы, что говорит об их низкой пригодности для промышленного применения», рассказывает руководитель лаборатории систем массового ввода документов, к.т.н. Владимир Арлазаров.

Качество ввода документов такого класса характеризуется двумя параметрами: процентом распознавания табличных строк, а не отдельных символов и точности классификации товарных наименований. «Порогом для промышленного применения распознавания, в среднем, считается правильный автоматический ввод 75% позиций, и мы в своем решении превзошли ее на несколько процентов. Итоговым результатом ввода таких документов является информация, разложенная с высокой точностью по ячейкам внутренней базы данных заказчика, о наименовании товаров, их стоимости, поставщике, плательщике и т.д., десятки и сотни позиций. Понятно, что одна единственная ошибка сразу сводит весь результат на нет», комментирует Арлазаров.

Автоматическая обработка сложных типов документов, доля которых в общем объеме бухгалтерского документооборота по разным оценкам, составляет порядка 50%-60%, является одной из сложных задач искусственного интеллекта. Причина состоит в том, что в отличие от многих других типов бизнес - документов, например, платежных поручений, страховых анкет, налоговых деклараций и т.п., до настоящего времени не существует единых правил, регламентирующих эти документы и определяющих расположение их элементов.

Иными словами, однотипная информация (данные о получателе, банковские реквизиты и т.д.) может в разных документах может произвольно «плавать» по странице и даже размещаться на разных листах, в случае многостраничных документов. Кроме того, сама форма документов этого класса также является, во многом, произвольной и может варьироваться от формата А5 до А4, допуская при этом еще и различные варианты ориентации (альбомная, портретная). Качество печати документов во многих случаях также оставляет желать лучшего.

Таким образом, система распознавания сложных документов фактически должна как человек понимать, к какому из признаков относится напечатанная в разных частях документа информация. Например, является ли напечатанное число одним из реквизитов платежного документа, или номером отгрузки, или суммой оплаты или какой-либо другой характеристикой.

По словам Владимира Арлазарова, «Человек распознает информацию на основе имеющихся у него данных и приобретенных с опытом правил соответствия одних элементов другим. Мы в нашей системе реализуем аналогичные механизмы понимания, наполнив «мозг» системы необходимыми данными и установив правила соответствия. Нами используются различные смысловые и семантические правила».
В итоге задача понимания сводится к определению соответствия каждого из элементов документа (например, адреса грузополучателя) - определенной ячейке в базе данных, куда эта информация (адрес грузополучателя) должна быть помещена. В этом смысле наиболее сложными для обработки являются разделы документа, представляющие сплошной текст в котором «интеллект» системы должен вычленить элементы, относящиеся к различным признакам.

Другой проблемой, с которой столкнулись разработчики, стало определение наименований товаров в тексте документа. Сложность состоит в том, что каждый из поставщиков использует, как правило, свой вариант написания каждого из наименований. Например, «Батон нарез. упак.» может быть «Н. у. батон завод №2» или «Хлеб нар. уп. » и т.д. Таким образом, у одной и той же товарной позиции может быть такое количество вариантов написания, которое, по – сути, способен выдумать человек.

С математической точки зрения идентификация или классификация товарной позиции представляет собой определение соответствия между товарной позицией и номером ее кода в базе данных заказчика, который, при этом, на документах не печатается. По - этому, для определения такого соответствия используется смысловой анализ текста.

Человек в таких случаях проводит идентификацию на основе просмотра всего документа и сравнения каждой из товарных позиций друг с другом. При этом он определяет в одну и ту же группу позиции, относящиеся к одному товару. По схожему принципу работает и интеллектуальная программа. При этом она научилась разбираться с однозначностями типа: 0,5 кг, полкило,500 грамм, пятьсот грамм и полбуханки.

Наконец, еще одним препятствием на пути промышленной обработки сложных документов было распознавание в документе печатей, подписей и отделениях их от служебных пометок. Дело в том, что подписи и пометки во многих случаях отличить практически не возможно.

Решается задача только с использованием дополнительных данных, имеющихся в документе. Например, подпись сравнивается с ее аналогом в других позициях или «читаются» близлежащие данные (Ф.И.О., наличие печати и т. д.), по которым графический элемент может быть идентифицирован как подпись и т.д.
По словам Президента Cognitive Technologies Ольги Усковой «Наша компания непрерывно ведет исследования в сферах, результаты в которых могут быть востребованы через 5, 10 и более лет. Так, работы в направлении когнитивных технологий в понимании документов мы инициировали еще в середине 90-х, а реальный спрос на него возник только в последние годы, при появлении соответствующей аппаратной базы и организационного контура. Сегодня мы ведем исследования в области машинного зрения, bigdata, меметических вычислений (модели передачи информации, рассматривающие идеи как единицы информации, по аналогии с геном в генетике). Когда эти направления станут востребованными, мы уже будем в числе их лидеров».

* * *
Компания Cognitive Technologies – технологический лидер на рынке систем корпоративной автоматизации, распознавания, ввода и обработки документов. С 1993 года компания проводит системные научные исследования и разработки, позволяющие ей использовать в своих продуктах и решениях наиболее современные и мощные технологии, многие из которых не имеют аналогов в мире.
Более 15 лет одним из основных направлений деятельности компании является разработка и внедрение систем автоматизации бизнес-процессов, электронного документооборота, а также электронных архивов.
www.cognitive.ru

Тематики: ПО

Ключевые слова: прикладное программное обеспечение