«Московская городская телефонная сеть» (дочерняя компания МТС) начала превращать собственные автоматические телефонные станции (АТС) в коммерческие телехаусы — аналоги дата-центров, но созданные по индивидуальному проекту под конкретного заказчика, сообщила РБК представитель компании Татьяна Мартьянова. Пока переоборудовано только одно здание из 66 возможных. Первые инвестиции в строительство дата-центров составят 100 млн руб. (с 2014 по 2016 год), окупить которые в МГТС планируют за четыре года.
Обычно компания-владелец дата-центра сначала строит объект до полной готовности, а затем начинает сдавать в аренду его площади и оборудование. А МГТС создает свои телехаусы на основании индивидуального проекта под потребности одного или нескольких заказчиков: это сокращает сроки реализации проекта и затраты клиентов, говорится в сообщении компании.
Стоимость аренды одной стойки (металлическая конструкция для размещения серверного и телеком-оборудования) в телехаусе МГТС для клиентов сейчас составляет около 18 тыс. руб. в месяц, в то время как средняя по рынку цена — около 60 тыс. руб. в месяц, рассказала Мартьянова.
У МГТС уже появился первый крупный клиент — один из лидеров IT-рынка, NVision Group. В мае 2015 года компания арендовала у МГТС этаж с 40 стойками в здании бывшей АТС-972 в центре Москвы. Представитель NVision Group не ответил на запрос РБК.
В настоящее время идут переговоры примерно с десятью потенциальными клиентами: в целом в МГТС рассчитывают на спрос со стороны телеком-операторов, компаний из финансового сектора, сетевой розницы, добывающих и производственных холдингов, а также интернет-компаний.
Решение превратить бывшие АТС в телехаусы технический директор дата-центра «Авантаж» Илья Остаполец считает разумным: проект требует минимум инвестиций со стороны МГТС, поскольку большая часть затрат при организации дата-центра — аренда или покупка здания и плата за электроэнергию, а все эти ресурсы есть у компании. Небольших инвестиций в размере 100 млн руб., по его оценке, как раз хватит на установку порядка 40 стоек, которые и взяла в аренду NVision Group. МГТС будет оснащать здание для конкретного клиента, закупать в лизинг оборудование и расплачиваться за него из арендных платежей гарантированного заказчика, считает эксперт.
1 сентября 2015 года вступает в силу федеральный закон «О персональных данных», который обязывает иностранные компании хранить данные о российских пользователях на территории России. На государственном уровне о нем заговорили в 2014 году, а в декабре прошлого года документ подписал президент Владимир Путин.
С начала 2015 года ряд крупных глобальных компаний уже объявил о готовности перенести информацию о россиянах из-за рубежа. Среди них — интернет-площадки Ebay и AliExpress, платежная система PayPal, корейский производитель электроники и бытовой техники Samsung, производитель электроники Lenovo, технологическая компания Cisco, онлайн-сервис заказа такси Uber и сайт для бронирования отелей Booking.com.
Мартьянова уверяет, что закон никак не влиял на принятие решения МГТС о начале предоставления услуг в сфере хранения данных. По ее словам, закон в компании воспринимают как «еще один плюс».
Сегодня в России работает более 200 коммерческих дата-центров, которые предоставляют в аренду от 30 стоек, говорится в исследовании агентства iKS-Consulting. В пятерку крупнейших дата-центров по количеству стоек в России входят лидер российского рынка DataLine, Linxdatacenter, Safedata, «Селектел» и DataSpace (по данным РБК.research).
В последние годы на рынок дата-центров вышло несколько непрофильных игроков. В частности, в 2011 году свой первый дата-центр открыл Сбербанк. Он получил название «Южный порт», объем инвестиций в строительство составил 11,72 млрд руб. В планах банка — строительство еще двух дата-центров, площадкой для одного из них станет территория «Сколково».
Дата-центрами занялся и «Ростелеком», который теперь находится на этом рынке на второй строчке. В конце февраля 2015 года госкомпания приобрела 50,1% дата-центра SafeData (ООО «Центр хранения данных») за 1,8 млрд руб. Общая емкость всех дата-центров «Ростелеком» сегодня превышает 3 тыс. стоек: они расположены в Москве, Новосибирске, Краснодаре и других городах.
Выйти на рынок хранения данных планирует и группа компаний En+ Group Олега Дерипаски. Совместно с китайской корпорацией Huawei En+ Group в январе 2016 года рассчитывает запустить первую очередь центра обработки данных в Иркутске на 64 стойках, сообщало ранее агентство ТАСС со ссылкой на директора по развитию ООО «Иркутскэнергосвязь» (дочернего предприятия «Иркутскэнерго») Александра Сгребного.
В 2014 году объем рынка услуг хранения данных вырос на 28% — до 25,5 тыс. стоек в натуральном выражении и 11,9 млрд руб. в денежном. По итогам текущего года темпы роста рынка останутся двузначными, но эксперты ожидают их замедления: по мнению консультанта iKS-Сonsulting Татьяны Темкиной, в 2015 году рынок увеличится на 23% — до 14,6 млрд руб. Замедление темпов роста связано с ценовой конкуренцией, которая проявляется в борьбе за крупных клиентов. В 2016 году, отмечает Темкина, рынок начнет расти быстрее за счет появления новых игроков.
Ирина Юзбекова