Школьники, которые проходят лечение в больницах Москвы, смогут продолжать обучение дистанционно — с помощью ноутбуков и планшетов. К концу этого года планируется приобрести 780 комплектов гаджетов и провести интернет в 26 детских медучреждениях. Причем виртуальные уроки будут мало чем отличаться от реальных, рассказала «Известиям» руководитель отдела организации обучения в медучреждениях ГБОУ «Центр образования «Технологии обучения» Виктория Соколова. Например, на уроках химии детям будут показывать ролики с проведением опытов, кроме того, при выполнении задания устройство сразу выдаст результаты.
Для реализации пилотного проекта по дистанционному обучению пациентов больниц департамент образования закупит 780 планшетов и аудиоплееров, а также проекторов, экранов и других устройств. На это город готов потратить до 19 млн рублей.
По словам Виктории Соколовой, решение перейти на дистанционное обучение с использованием новых технологий было принято, чтобы охватить как можно больше пациентов больниц.
— Раньше учителя из разных школ приходили в больницы для занятий с пациентами, потом департамент образования эту функцию возложил на наш центр. В прошлом году мы постепенно начали внедрять элементы дистанционного образования, — говорит она. — Новые технологии позволят проводить обучение более эффективно. До этого нам не всегда удавалось охватить всех пациентов, поскольку их очень много и они сменяются через каждые 2–3 недели.
Уже сейчас пациенты городской больницы № 17 в Солнцево учатся с помощью ноутбуков. В ближайшее время к проекту подключатся Тушинская детская больница, детские больницы им. Н.Ф. Филатова, Г.Н. Сперанского, Университетская детская клиническая больница им. И.М. Сеченова.
— Для повсеместного перехода на дистанционное обучение сначала нужно обеспечить больницы хорошим интернетом, которым можно будет пользоваться в палатах. К концу года планируется проводить онлайн-уроки в 26 больницах города, — сказала Соколова.
Дистанционное обучение предполагает несколько форм его проведения — как индивидуальное, так и групповое. При этом в последнем случае возможно либо оборудование мини-классов в больницах, либо организация онлайн-конференций.
— Пациентам только на время занятий будут выдаваться планшеты со специально установленными программами. С помощью устройств, например, на уроках химии можно показывать ролики с демонстрацией опытов. Еще один плюс — мгновенная проверка выполненного задания. Программа сразу проверяет тест и показывает ошибки, после чего учитель может сделать акцент именно на этих темах, — говорит Соколова. — При этом после уроков планшет у ребенка заберут, поскольку в этот же день с его помощью могут заниматься и другие пациенты.
Обучение детей, находящихся в больницах, осуществляется в рамках закона «Об образовании». Для того чтобы начать заниматься, родители пациента должны написать заявление.
— Если ребенок, например, просто проходит обследование, то к обучению можно приступить в тот же день, когда он поступил в больницу, — поясняет Соколова. — Если он попал по болезни, то по нормативам рекомендуется начинать уроки на 3–5-й день госпитализации. Но всё, конечно, зависит от самочувствия пациента. Обучение может прерываться — например, после операции или химиотерапии нужен реабилитационный период, когда пациенты плохо себя чувствуют.
Соколова также отметила, что учебная нагрузка не может превышать 3,5 часа в день.
— По сравнению с обычным обучением в школе сокращается только количество часов, поскольку это все-таки индивидуальный формат, который является более эффективным, нежели в классах из 25 человек. При этом количество предметов не изменяется, если не считать отсутствие физкультуры, — говорит она.
В пресс-службе Российской детской клинической больницы рассказали, что в самом медучреждении организована полноценная школа. Однако от информационных технологий в клинике не отказываются.
— В большинстве отделений есть небольшие учебные классы с 3–4 партами, где учителя-предметники собирают пациентов, — сказали в больнице. — После того как ребенок выздоравливает, он не отстает по школьной программе. Новые технологии помогут улучшить качество обучения, поскольку планшеты позволяют предоставлять детям больший объем информации на одном носителе.
В больнице подчеркнули, что единственное ограничение в обучении — плохое восприятие информации. Но при этом детям даже при тяжелых диагнозах учеба идет только на пользу, поскольку она помогает отвлечься и не зацикливаться на болезни.
Президент «Лиги защитников пациентов» Александр Саверский подчеркнул, что нужно обязательно контролировать, чем занимается ребенок, когда ему выдают планшет.
— Если не будет должного контроля, то может произойти такая ситуация, когда даешь пациенту планшет для выполнения задания, а он просидит весь вечер в интернете, занимаясь своими делами, — сказал он.
При этом Саверский считает, что возможность дистанционного обучения можно распространить и на простуженных детей, которые не ходят в школу 1–2 недели.
— Конечно, начинать нужно с больниц, но в дальнейшем возможно внедрить подобную систему и для домашнего пользования, тем более что для этого покупать устройства не нужно, достаточно просто создать специальную программу, — считает эксперт. — Когда ребенок пропускает занятия, ему сложно потом влиться в учебный процесс, особенно если за это время проводились какие-то контрольные работы, поэтому было бы здорово дать возможность болеющим школьникам проходить тесты дистанционно.
Анна Змановская