8 ноября в комитете Госдумы по информационной политике прошло заседание, по итогам которого было решено вернуть законопроект о больших пользовательских данных (БПД) автору — депутату от «Единой России» Михаилу Романову, который внес его в Госдуму 23 октября. Поправками предлагается утвердить определение БПД и обязать Роскомнадзор вести реестр компаний, которые их обрабатывают. Депутаты посчитали, что создание реестра потребует выделения бюджетных средств, хотя инициатива этого не предусматривает. К тому же проект не получил заключения от правительства России, уточнили в комитете.
С негативной оценкой поправок вчера же выступила и рабочая группа АНО «Цифровая экономика», в которой не видят в проекте предмета регулирования. Обязанности, которые инициатива накладывает на бизнес и владельцев сайтов, «могут стать барьером для развития российских технологий и основанных на них сервисов и услуг», отмечается в заключении рабочей группы (есть у “Ъ”). Эксперты согласились с депутатами, что на Роскомнадзор ляжет дополнительная нагрузка, а вопрос увеличения финансирования ведомства не учтен.
Определение БПД также подверглось критике экспертов. По их мнению, оно по смыслу «значительно совпадает» с положениями действующего закона «О персональных данных». Нестыковка нашлась и в вопросе получения согласия пользователя на передачу его данных. «Такое согласие не может быть обезличенным, и, следовательно, при его получении фактически будут осуществляться действия, направленные на идентификацию пользователя»,— говорится в заключении рабочей группы. Это противоречит запрету на идентификацию конкретного пользователя, заложенному в проекте закона, указывают эксперты. Наконец, рабочая группа увидела угрозу для отечественного бизнеса: в случае принятия закона иностранные компании продолжат собирать большие данные пользователей и «разрабатывать на их основе инновационные цифровые продукты», в то время как технологическое отставание России на мировых рынках усугубится.
«Эксперты от бизнеса сочли, что законопроект направлен скорее на создание барьеров развитию цифровой экономики, а не на их устранение»,— констатирует директор по направлению «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов. Представитель МТС, присутствовавшая на заседании, отметила, что законопроект создает «избыточное регулирование». В «МегаФоне» добавили, что предложенное понятие БПД противоречит существующему законодательству и общемировой практике регулирования больших данных.
Депутат Михаил Романов заявил “Ъ”, что пока не ознакомился с критикой рабочей группы АНО «Цифровая экономика». По его словам, вопрос о необходимости дополнительного финансирования «спорный». «У Роскомнадзора есть на сегодняшний день куча серверов, есть системы, есть реестры, которые они ведут»,— отмечает депутат.
Кроме того, Михаил Романов, ссылаясь на решение Конституционного суда, подчеркивает, что субъект законодательной инициативы не обязан детально прорабатывать финансово-экономическое обоснование: «Для этого есть правительство РФ и соответствующие ведомства, которые занимаются этим профессионально». Заключение правительства на законопроект необходимо, согласен он, также важно услышать позицию не только крупного бизнеса, но и малых операторов, интернет-порталов и провайдеров. По его мнению, законопроект все же нужно принять в первом чтении «как концепцию», а уже потом вносить поправки, исходя из исследований и экспертиз.
Дмитрий Шестоперов, Юлия Тишина