На прошедшем совещании Дмитрий Медведев, в частности, сказал, что что в федеральном проекте программы "Цифровая экономика" планируется создание механизмов поддержки для разработки отечественного программного обеспечения и увеличения его доли на рынке. "На эти цели предусмотрены деньги из федерального бюджета. Есть цифры, на которые мы ориентируемся. Я имею в виду долю российского программного продукта в государственных структурах: к 2024 году она должна превысить 90%, в государственных компаниях – составить не менее 70%", - сказал он.
Напомним, что 25 декабря 2018 года состоялось заседание правительственной комиссии цифровому развитию, в ходе которого Дмитрий Медведев сказал, что отдельное внимание нужно уделить информационной безопасности. "Этому посвящен четвертый проект в рамках программы "Цифровая экономика". Предполагаемый объем финансирования проекта до 2024 года – чуть более 30 млрд рублей, 18 млрд из них – это федеральные деньги. Здесь главную роль играет российское программное обеспечение. Будем принимать меры, чтобы у нас и свои сервисы рождались, которые могут гарантировать защиту персональных данных, платежных систем. Тема безопасности – ее необходимость и важность объяснять смысла нет. Сегодня киберпреступность и кибервойны – это вполне серьезная угроза. Здесь мы должны защитить обычных граждан, государственные структуры, бизнес, объекты критической инфраструктуры. Здесь есть над чем работать", - сказал председатель Правительства РФ.
Также напомним, что 6 декабря 2018 года первый вице-премьер - министр финансов Антон Силуанов утвердил для госкомпаний директивы о переходе на "преимущественное использование" отечественного ПО. К 2022 году российским в них должно быть более половины софта. На утверждение плана мероприятий на 2018-2021 годы с указанием источников и объемов финансирования вице-премьер дал компаниям два месяца, после которых они должны будут ежеквартально отчитываться перед Минкомсвязи.
Президент НП "Руссофт" Валентин Макаров сказал корреспонденту ComNews, что главной мерой господдержки разработки отечественного ПО было бы стимулирование спроса. "Такое стимулирование должно включать комбинацию "кнута" и "пряника" в отношении госпокупателей. В 2014 г. приняли решение и все последующие годы шли другим путем ("кнутом") - запретом покупки госорганами импортного ПО. В результате через 5 лет снова рассматривается вопрос об импортозамещении. В "Руссофт" в 2014-2015 гг. был накоплен опыт формирования консорциумов компаний разработчиков для комплексного замещения системного ПО (консорциум "Бета") и прикладного ПО для нефтегазовой отрасли (консорциум "Союз"). Если бы тогда государство поддержало идею консорциумов (включающих как поставщиков, так и госпотребителей ПО) с сочетанием "кнута" и "пряника", сегодня проблема была бы уже во многом решена", - говорит он.
Исполнительный директор АРПП "Отечественный софт" Ренат Лашин считает, что важно поддерживать как производителей ПО, участвующих в импортозамещении, так и стимулировать потребителей этих продуктов. "Разработчики немало инвестируют, чтобы их продукты были конкурентоспособными и соответствовали требованиям законодательства, регулирующего госзакупки ПО. Среди мер поддержки важны льготы: например, пониженные страховые взносы для ИТ-компаний были установлены ФЗ 24.07.2009 г. № 212-ФЗ на срок до 2018 г. Они показали эффективность и были продлены до 2023 года. Для стабильного развития отрасли важно системно закрепить эту льготу за ИТ-компаниями, сохранить ее в дальнейшем. Необходимо вести диалог с участниками процесса импортозамещения и продолжать укреплять комплексную поддержку отрасли, включая льготы по страховым взносам, налоговые льготы, развитие кредитно-финансовых инструментов, совершенствование законодательства, стимулирующего госзакупки на основе единого реестра ПО", - отметил Ренат Лашин.
Менеджер по развитию торговой инфраструктуры Zichain Данил Яковлев важным драйвером развития импортозамещений софта видит внедрение субсидирования разработки отечественного программного обеспечения. "Сейчас программ по субсидированию не существует. Такое экономическое стимулирование позволит уменьшить срок разработки ПО и вывода его на рынок. Также необходимо развивать государственную ИТ-инфраструктуру, благодаря которой интеграция отечественного ПО будет более простой, а использование - эффективным. Государственные структуры должны повышать уровень собственных компетенций в сфере ИТ, чтобы сформировать более качественный запрос на разработку ПО и расширить область применения отечественного софта", - считает он.
Говоря о реальности достижения к 2024 году ожидаемых Правительством РФ показателей по внедрению отечественного ПО в госкомпаниях Валентин Макаров отмечает, что, по опыту консорциума "Бета", можно в течение года-двух отработать вполне конкурентоспособный комплекс решений для базового ПО (ОС, СУБД, СХД, средства виртуализации и т.д.). "Единственное условие - вхождение в этот консорциум заинтересованного госпокупателя, у которого есть бюджет на приобретение замещающего ПО, защита от претензий контролирующих органов за нецелевое использование госсредств при предыдущей закупке импортного ПО и обязательство перед государством заместить импорт на отечественное ПО", - комментирует он.
Директор по разработке ПО компании "Крок" Сергей Стрелков считает, что в части показателей на уровне 90% нельзя говорить, что цифра достижима абсолютно во всех классах программного обеспечения. "Например, для таких категорий, как документооборот, электронные архивы, платформы разработки корпоративных систем этот показатель вполне достижим. В частности, только за прошлый год реестр отечественного ПО пополнился тремя продуктами "Крок" – системой электронного документооборота КСЭД 3.0, инструментальной средой для разработки CROC Java eXtendable FrameWork (jXFW) и системой безопасного управления средой виртуализации Z|virt. Импортозамещение программного обеспечения – задача, которая актуальна на ИТ-рынке России на протяжении уже ряда лет. Тренд активно влияет на спрос и предложение отечественных решений, многие государственные структуры уже либо внедрили разработки на базе отечественных или open source-продуктов, либо имеют ряд активных проектов. Многочисленные запросы ведомственных структур легли в основу обширной наработанной практики разработки продуктов, ИТ-компании готовы предлагать комплексные решения, соответствующие требованиям законодательства", - говорит Сергей Стрелков.
Руководитель направления импортозамещения и ПО с открытым кодом компании "Крок" Станислав Черков полагает, что для достижения требуемых показателей вопрос выделения необходимого финансирования для государственных структур может оказаться более определяющим, чем технические аспекты. "Многие государственные структуры уже запустили процесс импортозамещения ПО. С технической точки зрения выполнить план им будет проще, чем госкомпаниям. Как правило у них ситуация проще - количество, сложность и интеграция информационных систем на порядок ниже, меньше пользователей. Кроме того, нужно понимать, что именно скрывается за процентами: количество закупленного отечественного ПО в штуках или объеме потраченных финансовых средств? Пока видится, что подходы к оценке могут быть различными. К примеру, в госкомпаниях измерение будет в деньгах, а в госструктурах - в штуках. В итоге есть риски, что госкомпании могут не успеть заменить продукты и решения в установленные сроки в силу сложности ИТ-инфраструктур, а госструктуры – в силу вопросов со своевременным финансирование в нужных объемах", - говорит Станислав Черков.
Ренат Лашин напоминает, что цифры соответствуют задачам, озвученным в майских указах Президента 2018 и целям программы "Цифровая экономика", а именно: использование к 2024 году преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями. "Это означает, что нужно перевернуть ту ситуацию, которая сложилась сейчас: по большинству классов ПО в госорганах и госкомпаниях превалирует иностранное ПО. Считаю цель достижимой, если двигаться к ней последовательно, принимать взвешенные решения по поддержке отрасли и рынка российского ПО с учетом мнения отраслевых экспертов, непосредственных участников этого процесса. Важные шаги сделаны: разработан и работает реестр отечественного ПО, в нем более 5000 продуктов, он продолжает пополнятся. Вступили в силу нормативные документы: Федеральный закон о контрактной системе закупок, регулирующий, в том числе, закупки ПО для обеспечения государственных и муниципальных нужд, действует Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 "Об установлении запрета на допуск ПО, происходящего из иностранных государств", в конце прошлого года госкомпаниям направлены директивы по переходу на отечественное ПО, начинает работать национальная программа "Цифровая экономика РФ". Теперь процесс требует пристального внимания, контроля выполнения и последующего развития нормативной базы с учетом интересов отрасли", - комментирует Ренат Лашин.
Рассуждая о количестве средств, выделяемых из госбюджета для реализации программы "Цифровая экономика", Данил Яковлев из Zichain говорит, что сложно прогнозировать, хватит ли выделенных средств для достижения поставленных целей. "Но если сравнить бюджет нашей национальной программы "Цифровая экономика" с аналогичными программами других развивающихся и развитых стран, то становится понятно, что наш бюджет достаточно скромный. Если посчитать, какую долю занимают государственные расходы на цифровизацию экономики относительно ВВП, то получится, что Россия в среднем до 2024 года будет тратить около 0,2% от ВВП в год. Для сравнения эта цифра в Бразилии 0,8%, Индии 0,5%, Польше 0,6%, ЕС 1%, США 1,3%, Китае 0,4%", - приводит он данные.
Валентин Макаров предполагает, что для снижения стоимости замещения ПО можно было бы использовать закупку СПО вместо проприетарного ПО. "По этому пути идет Индия, а еще раньше по этому пути пошла Бразилия. Россия попробовала поддерживать СПО во времена Мининформсвязи Игоря Щеголева и Ильи Массуха, но со сменой министра забросило эту идею. А зря. В современной геополитике Россия вполне могла бы взять на себя роль инициатора крупных проектов разработки сложных СПО-продуктов для стран БРИКС (РИК, БРИК, ШОС и т.п.). Причем в качестве задачи можно было бы ставить не замещение какого-то существующего зарубежного базового продукта, а создание конкурентного СПО-пакета для глобальных рынков нового технологического уклада. Суммарный объем этих рынков позволил бы такому консорциуму из стран БРИКС во главе с Россией претендовать на мировое лидерство", - резюмирует он.
Отвечая на вопрос корреспондента ComNews о том, какие классы программных продуктов сейчас требуют импортозамещения в первую очередь, Ренат Лашин считает, что к вопросу импортозамещения нужно подходить системно — рассматривать не отдельные продукты и классы, а комплексные, платформенные решения. "В единой ИТ-инфраструктуре организаций ПО связано между собой и с внешним миром. Поэтому со стороны потребителей ПО особого внимания требует проработка комплексных проектов импортозамещения, а со стороны разработчиков — вертикальная совместимость российских программных продуктов, подготовка совместных решений, объединение усилий. Этой работой мы занимаемся в Ассоциации: члены АРПП готовят совместимые комплексные полностью отечественные решения на основе своих продуктов, входящих в реестр, готовые к внедрению", - говорит он.
Валентин Макаров отметил в беседе с корреспондентом ComNews, что целью должно быть не замещение процента импортного ПО, а устранение рисков для информационной безопасности и технологической независимости. "Тогда начинать надо с аудита безопасности информационных госсистем и концентрации усилий на создании ранее упомянутых консорциумов для замещения наиболее уязвимого, критического ПО. Вообще, ограничиваться замещением ПО означает зарывать голосу в песок и не учитывать уязвимости "железа". Нужно вводить понятие "доверенной вычислительной и коммуникационной среды", в которой и следует создавать государственные информационные системы. Пока таким комплексным подходом цифровая экономика не занимается, действует только рабочая группа "Сейфнет" Национальной Технологической инициативы (консорциум "Доверенная платформа" работает в Москве и консорциум компаний на базе регионального инжинирингового центра "Сейфнет" работает в Петербурге). Если все меры государства сведутся к поддержке разработки своей проприетарной операционной системы для мобильной связи (отголосок этой идеи прозвучал в выступлении премьера), то далеко мы не уедем. Господдержка импортозамещения ПО должна служить снижению рисков уязвимости ИС и достижению технологической независимости, а главное - способствовать конкурентоспособности российских ИТ на рынках нового технологического уклада", - говорит он.
Станислав Черков, оценивая реализованные "Крок" проекты в госструктурах видит, что наиболее востребованы для импортозамещения: инфраструктура, офисное ПО и информационная безопасность. Говоря о барьерах, препятствующих скорому импортозамещению ПО он полагает, что выпущенная в конце 2018 года директива для госкомпаний может кардинально изменить ситуацию и темпы замещения сильно увеличатся.
Ренат Лашин считает, что импортозамещение отечественного софта - непростой, но необходимый процесс. "В крупной организации, в которой выстроена инфраструкутура на основе зарубежного ПО, сделаны определенные инвестиции, бизнес-процессы отлажены, персонал прошел обучение и работает, принятие решений по переходу на отечественное ПО идет трудно. Заказчик вынужден решать трудоемкую и затратную задачу — подбор необходимого комплекса российского ПО, который будет работать в его инфраструктуре, разработать комплекс мероприятий по безболезненному внедрению этих решений. Поэтому такие решения часто откладываются или не выполняются. Эта ситуация меняется: государство конкретизирует планы по импортозамещению — и по срокам, и по конкретным действиям, и по стимулированию этого процесса. В то же время накапливается опыт внедрения отечественного ПО, российские разработчики объединяют усилия, готовят вертикально интегрированные, совместимые решения, пополняют отечественными продуктами реестр отечественного ПО — включая системное, офисное, прикладное ПО, ОС, СУБД, средства безопасности, ПО представлено во всех классах. Преодоление барьеров — в объединении усилий разработчиков и потребителей ПО, в последовательной поддержке государства всех участников процесса импортозамещения", - говорит он.
Специалист компании "Доктор Веб" Александр Вураско отметил, что "Доктор Веб" - стопроцентно российская компания и на протяжении многих лет выпускает продукты в области информационной безопасности, успешно конкурирующие, как с российскими, так и с зарубежными решениями в данной сфере. "Мы имеем сертификаты ФСТЭК, ФСБ и Минобороны, наша продукция используется, как в частном секторе, так и в госорганах. Мы поддерживаем все основные российские операционные системы. Поэтому с нашей стороны мы сделали все для импортозамещения в этой сфере еще тогда, когда это не было мейнстримом", - рассказал он корреспонденту ComNews.
Директор по консалтингу ГК InfoWatch Мария Воронова сказала, что российские ИБ-разработчики предоставляют достаточно полный портфель средств защиты. "При этом, на рынке имеется ряд решений, которые являются нишевыми, и учитывают специфику отдельных организаций", - добавила она.
В Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ сказали, что ответственный по данному вопросу заместитель министра в отпуске.
Юлия Мельникова