Дымовая завеса
На фоне запрета дистанционной продажи сигарет в России специалисты Group-IB DRP обнаружили в Рунете более 700 сайтов, реализующих продажу табачной продукции в обход действующего законодательства. Сетка самого масштабного табачного онлайн-магазина, которую удалось обнаружить, насчитывала 180 связанных доменов.
По оценкам аналитиков Group-IB DRP, в среднем, сеть одного табачного интернет-магазина объединяет минимум 3 сайта, дублирующих друг друга. Такие «зеркала» позволяют масштабировать нелегальный бизнес или оперативно «переезжать» с одного домена на другой в случае блокировки. Кроме традиционных онлайн-магазинов, бойкая торговля идет и в популярных мессенджерах — исследователями Group-IB обнаружено около 100 каналов с общим количеством подписчиков свыше 430 000 и в социальных сетях — здесь выявлено более 320 групп и аккаунтов с общим количеством подписчиков свыше 100 000.
Любопытно, что из семи сотен сайтов лишь 84 ресурса торговали в интернете оригинальной табачной продукцией, причем часть сайтов принадлежали локальным курьерским службам по доставке продуктов и товаров, в том числе и сигарет из магазинов. Еще на 260 сайтах можно свободно купить как контрафактные сигареты, так и ввезенную в Россию контрабанду.
На две затяжки: сколько зарабатывают на контрафакте
При том, что с 1 июля 2020-го продажа сигарет без цифрового кода (Data Matrix) в России запрещена — фактически сейчас это основной признак подделки, эксперты Group-IB DRP зафиксировали 166 сайтов, продающих контрафактные сигареты. Мошенники подделывают около 200 известных брендов производителей и марок сигарет, причем 22% из них — российские. Учитывая среднее количество заказов в интернет-магазинах и стоимость одной поддельной пачки сигарет — 44 рубля, доход продавцов контрафакта этих интернет-магазинов за 2020 год составил как минимум 325 млн рублей.
Фальшивые табачные стики пока еще относительно редкий товар в сети — запрет на их дистанционную продажу вступил в силу с 1 января 2021 года, тем не менее специалисты Group-IB выявили 8 сайтов, торгующих ими. При оптовой цене 1 пачки стиков в 71,6 рублей, злоумышленники заработали в 2020 году как минимум 3, 8 млн рублей. Cайтов по продаже фейковых электронных сигарет еще меньше — 3, однако доход в два раза выше — 6,1 рублей за счет того, что оптовая цена одной поддельной электронной сигареты составляет в среднем 200 рублей.
Контрабандный товар на онлайн-прилавке
Эксперты Group-IB обнаружили в Рунете 31 сайт, который торгует контрабандным табаком. Учитывая, что онлайн- торговля начинается с мелкого опта — от 100 пачек или 10 блоков сигарет, а стоимость одной контрабандной пачки составляет в среднем 50 рублей, доходы всех онлайн-продавцов этих ресурсов составляет около 28,4 млн в год. Еще три сайта торгуют контрабандными стиками — и этот теневой бизнес гораздо выгоднее, чем сигаретный — ежегодный доход превысил 78 млн рублей. В целом, оборот всей онлайн-продажи контрабандной табачной продукции и электронных сигарет, по оценкам Group-IB, в 2020 году превысил 106 млн рублей. Эксперты подчеркивают, что нелегальная продажа табачной продукции и электронных сигарет чревата финансовыми потерями не только для правообладателей табачных брендов, но и лишает государства получение налогов за акцизный сбор и НДС — ведь в нелегальную продукцию «не зашито» ни налогов, ни акцизов. Так в 2020 году из-за незаконной интернет-торговли недополученная прибыль производителей электронных сигарет и государство в виде налогов составила порядка 1,1 млрд.
Group-IB рекомендует производителям использовать комплекс высокотехнологичных мер по борьбе с контрафактом, включающий мониторинг всех каналов интернет-трафика, проактивное обнаружение нелегальных онлайн-магазинов и немедленное реагирование, включая как блокировку, так и судебное преследование злоумышленников.
Справка: в настоящее время в России, по данным Росстата и ВОЗ, курят около 34,2 млн человек. Несмотря на то, что количество курильщиков, равно как, легальные продажи сигарет с каждым годом неуклонно снижаются , «черный рынок» табака с 2010 по 2018 годы вырос почти в 80 раз и достиг к 2020 году примерно 100–120 млрд рублей ( данные аналитических компаний Nielsen и Kantar TNS).