Следующее поколение школьников (дети, которые пойдут в первый класс в 2019 году) будет сдавать ЕГЭ в новом формате, сообщил на международной конференции «Образ будущего и компетенции выпускника-2030» в Москве Сергей Кравцов. Речь идет об изменениях как в содержании экзаменационных материалов, так и в их формате. Так, в Минобрнауки рассчитывают, что к этому времени экзамены по предмету можно будет сдавать не только в конце обучения в школе, но и после завершения изучения конкретного предмета. «Например, закончилась география — можно сдать экзамен по географии»,— пояснил господин Кравцов. По его словам, для этого в регионах будут созданы специальные центры независимой диагностики, в которых школьники смогут сдать экзамен в течение года.
Ведомство планирует увеличить количество устных заданий в ЕГЭ. Сейчас этот формат используется в итоговом экзамене по иностранным языкам, а для девятых классов вводится итоговое собеседование по русскому языку (процедура в процессе апробации). «Думаю, что устная форма экзамена будет применяться и для других предметов»,— не исключил господин Кравцов.
Кроме того, будущим выпускникам будут давать задания, для выполнения которых потребуется использование интернета. Это может быть «проведение виртуального эксперимента или моделирование определенной ситуации», уточнил Сергей Кравцов.
По его словам, сейчас проходит апробацию модель сдачи информатики на компьютерах — «странно, когда этот предмет сдают в бумажной технологии». Планируется, что такой вариант будет введен в практику через два года. Господин Кравцов также не исключил полного отказа от бумажной формы сдачи экзаменов и для других предметов. «Возможно, задания будут формироваться непосредственно в аудитории перед началом экзамена,— сказал глава Рособрнадзора.— Оценка будет производиться с помощью компьютерных технологий, в том числе для творческой части задания будут применяться компьютерные интеллектуальные системы проверки». Сейчас творческую часть экзамена, например сочинение по русскому языку, проверяют эксперты.
Глава Минобрнауки Ольга Васильева напомнила участникам конференции, что одна из задач школы — «воспитание человека», поэтому в систему оценки качества образования необходимо включить критерии, которые позволяли бы судить, «насколько профессиональное сообщество уделяет внимание этой проблеме».
Таким образом, в Министерстве образования и науки впервые заявили о масштабных изменениях единого государственного экзамена за последние несколько лет. После массовых утечек экзаменационных материалов в 2013 году процедура проведения ЕГЭ была серьезно изменена: были значительно усилены меры безопасности, повсеместно стало применяться видеонаблюдение, большинство пунктов проведения экзаменов перешли на печать и сканирование бланков ответов прямо в аудитории, а из самих материалов были исключены задания с выбором ответа (кроме ЕГЭ по иностранным языкам). С 2015 года в Минобрнауки ежегодно заявляли о том, что процедура ЕГЭ в ближайшие годы серьезно меняться не будет.
«Мы не можем знать, каким будет выпускник будущего, каким будет само будущее,— предостерег в своем выступлении ректор РАНХиГС Владимир Мау.— Достаточно вспомнить, в каком мире мы жили десять лет назад, чего в нем не было из того, что мы имеем сейчас. Никто не мог этого предсказать». Тем не менее он решился сделать несколько предположений о том, что может ждать систему образования через 12 лет: «Будет происходить постоянная смена профессии. Поэтому школа и вуз должны готовить не к работе по специальности, а развивать способность учиться на протяжении всей жизни». По его мнению, также произойдет усиление сектора среднего профессионального образования: «Часто мы увлекаемся интерактивным содержанием, но порой под ним скрываются форматы 1970–1980-х годов, получается "школа в телевизоре". Этого быть не должно, если мы не будем предлагать современные услуги в области образования, прежде всего в вузах, то риски того, что люди будут уезжать, будут очень высоки».
Анна Макеева