На 10 февраля новое приложение Clubhouse скачали 7,7 тыс. пользователей из России, в то время как в целом в мире — 5,3 млн пользователей, следует из закрытых данных App Annie, которыми с РБК поделились два подписчика этой компании. При этом число активных пользователей соцсети в мире в период с 10 ноября по 10 февраля было значительно ниже — 338 тыс. пользователей. Для России этот показатель пока не определен, следует из данных App Annie.
Представитель App Annie отказался раскрывать данные из-за политики конфиденциальности и лишь уточнил, что пик загрузок приложения Clubhouse в мире пришелся на 31 января этого года — тогда их число выросло на 100% по отношению к среднему числу загрузок за две недели до этого. Приложение занимало первое место по загрузкам в Японии (с 28 января по 2 февраля). В России число загрузок тоже росло быстро, подтверждает App Annie: за неделю, к 8 февраля 2021 года, приложение поднялось с 45-го на 12-е место по загрузкам в категории «Соцсети». Представители площадки в последний раз раскрывали размер аудитории в конце января — на тот момент, согласно заявлению компании, у нее было 2 млн активных пользователей в неделю по всему миру.
Росту аудитории соцсети могли способствовать выступления на ней известных людей. Среди ее пользователей — американские бизнесмены Илон Маск и Марк Цукерберг, актеры Эштон Катчер и Пэрис Хилтон, музыканты Джаред Лето, Дрейк и др. В числе российских пользователей — художник Покрас Лампас, сооснователь Mail.ru Group Дмитрий Гришин, ведущие YouTube-шоу «Подруги» Ксения Дукалис и Карина Истомина и др.
Коммуникации в Clubhouse происходят с помощью голоса. Такой подход сама соцсеть объясняет тем, что когда камера не включена, пользователям не нужно беспокоиться о зрительном контакте, о том, что на них надето и где они находятся. Вместо того чтобы набирать текст, они могут поговорить в Clubhouse, занимаясь другими делами.
Пока у Clubhouse есть только мобильное приложения для платформы iOS, приложение для Android разрабатывается. Чтобы зарегистрироваться на платформе, желающему нужно получить приглашение от кого-то из существующих пользователей. Затем нужно выбрать интересующие темы (образование, история, криптобизнес и т.п.) и подписаться на других пользователей, чтобы соцсеть могла рекомендовать присоединиться к тем или иным «разговорам». Общение происходит в специальных виртуальных комнатах, которые может создать любой участник. Пользователи делятся на три категории: модераторы (те, кто создал «комнату»), спикеры (те, кому право голоса предоставил модератор) и слушатели. При этом пользователям соцсети запрещено записывать информацию, полученную в Clubhouse и воспроизводить ее без разрешения соцсети, хотя отдельные разговоры уже начали выкладывать на YouTube. Платформа пока дорабатывает внутренние правила и ищет способ не допускать оскорблений и распространения нежелательного контента в виртуальных комнатах.
Появление Livejournal, Facebook, «ВКонтакте» и различных мессенджеров привело к тому, что люди стали чаще переписываться, чем созваниваться, жаловались ранее операторы связи. Однако полностью отказались от использования голосовой связи только около 8% абонентов, рассказал РБК источник в одном из крупных сотовых операторов. Причем эта статистика учитывает сим-карты, вставленные в устройства, где отсутствует функция позвонить. «Но голосовая связь стагнирует во всех регионах. Самая высокая доля тех, кто перестал звонить, среди абонентов до 25 лет — они предпочитают вести диалог, отправляя друг другу голосовые сообщения», — рассказал собеседник РБК.
Опрошенные РБК эксперты считают ориентацию на голос как плюсом, так и минусом новой соцсети.
В конце января, привлекая очередные инвестиции, создатели Clubhouse анонсировали, что в ближайшее время планируют добавить возможность для пользователей давать друг другу чаевые, оплачивать билеты на отдельные разговоры и продавать подписки, и такие опции будут предполагать и какую-то плату соцсети, писал Techcrunch. До сих пор Clubhouse не брал деньги с пользователей и не распространял рекламу на площадке, за счет которой традиционно монетизируются многие популярные соцсети (например, Facebook, Twitter и YouTube).
По мнению стратегического директора маркетингового агентства Woombat Антона Петухова, основным вариантом монетизации в Clubhouse могут стать платные консультации с экспертами и вебинары в эксклюзивных закрытых комнатах. Голосовые сообщения были непопулярны из-за шума улицы, плохого качества звука и связи, но если создатели Clubhouse решат эти проблемы, то их приложение станет перспективным направлением и, хотя и не заменит классические соцсети, станет хорошим способом завести новые знакомства или пройти обучение, считает он.
Для рекламодателей аудиообщение не очень привлекательно, отметила Анна Гидирим, поскольку такой формат усложняет продажи. Если у соцсети возникнет желание монетизироваться через рекламу, для его реализации потребует дорабатывать функционал, пояснила она. «Некоторые бренды сейчас пробуют использовать Clubhouse как инструмент общения с комьюнити и работы с имиджем. Например, крупная платформа для дизайнеров Figma создала свою комнату, где собираются клиенты и их знакомые, могут обсудить новости веб-дизайна или попросить подсказку по использованию платформы», — рассказала Гидирим.
Владислав Скобелев, Елизавета Ефимович, Анна Балашова