Общая концепция решения состоит в создании комплексного продукта - интерактивных классов для школ. В основе предложенного решения используется мультимедийный контент, размещаемый в «облаке» «Ростелеком», который затем передается школам с использованием сервера промежуточного шифрования. Тем самым гарантируется сохранность лицензии и управляемость в использование учебных материалов.
Как отметил начальник отдела разработки пакетных предложений ОАО «Ростелеком» Яков Менделеев, современные школьники осваивают новые технологии очень быстро, и многие из них уже не могут представить свою повседневную жизнь без «гаджетов». Так, в Великобритании эксперты прогнозируют, что к 2015 году уже практически половина школьников (49%) будут использовать в процессе обучения электронные учебники. «Компания «Ростелеком», - продолжил Менделеев, - следуя за инициативами Министерства образования РФ, предлагает российским школам комплексный продукт, включающий инфраструктуру «Ростелеком», систему интерактивных классов Samsung School и платформу дистрибуции учебников от компании Орфограф».
Описание комплексного решения
Каждый участник комплексного решения внес собственный вклад в итоговое решение.
Компания «Ростелеком» отвечает за предоставление и поставку инфраструктурных элементов, прокладку и техническое обслуживание сетей передачи данных, построение беспроводных локальных сетей на базе WiFi.
Компания Samsung, предлагая в качестве аппаратной платформы собственные ноутбуки, планшеты и интерактивные доски, не ограничивает заказчиков в выборе решений и позволяет также использовать оборудование от других производителей. Единственный элемент, который может быть использован только на базе планшета Samsung – это система Samsung School, которая служит для управления интерактивным классом. Она предоставляет учителям возможность легко и интуитивно просто управлять контентом, с которым работают ученики со своих планшетов, эффективно взаимодействовать с ним во время уроков.
До сих пор реализация прежних проектов в сфере образования часто заканчивалась поставкой только аппаратного оборудования в школы, В результате учителя оказывались наедине с «железом», были вынуждены самостоятельно разыскивать необходимый и совместимый контент, бороться с совместимостью для разных платформ. В результате часто оказывалось, что учитель работает в классе со своим планшетом или ноутбуком, а дети в это время не могли получить задания, которые им передавались со стороны учителя, и вместо учебы неконтролируемо занимались играми.
Яков Менделеев, начальник отдела разработки пакетных предложений ОАО «Ростелеком» (в центре),
Егор Леонов, представитель Samsung (справа) и Рубен Акопов, генеральный директор «Орфограф»
Нынешнее решение Samsung School позволяет выстроить полноценную работу в рамках интерактивного класса. Учитель может в любой момент переключиться на десктоп любого ученика, вывести его на интерактивную доску в классе, добавить комментарии. Работа теперь может вестись как со всем классом одновременно, так и индивидуально, позволяя поднять эффективность обучения каждого ученика. Параллельно доступна реализация различных игровых моделей в обучении: например, выбор лучшего или худшего ученика за урок.
Решение Samsung также активно контролирует все вводимые изменения, которые делаются в рабочие тетради и школьные планшеты - они могут быть сохранены для использования на других уроках или перенесены в архив.
Вклад компании «Орфограф» выражен в предоставлении платформы для доставки контента, получившей название «Дай 5!». Это позволяет использовать интерактивные версии популярных учебных пособий, выпущенных крупнейшими издательствами России и рекомендованных Министерством образования. Они распространяются как мобильные приложения, которые доступны на планшетах всех популярных мобильных платформ - iOS, Android, Microsoft Windows 8.
Новые электронные версии учебников, в отличие от традиционных бумажных, являются мультимедийными. Они содержат видео-, аудио- фрагменты, интерактивные карты, модели, тесты и задания. Используя их, ученики и учитель могут обмениваться информацией, учебники можно обновлять и дополнять, создавать заметки, хранить дополнительные материалы.
В приложении «Дай 5!» к началу следующего учебного года будут доступны все учебники из Федерального перечня 2014-2015 года, в том числе 20 интерактивных учебников линейки для пятого и шестого классов от издательства «Русское Слово». Помимо учебников уже в будущем месяце станут доступны также более 2 тысяч произведений классической художественной литературы, которые рекомендованы для чтения в средней школе.
Бизнес-модель решения
Новое решение компаний «Ростелеком», Samsung и «Орфограф» ориентировано прежде всего на B2B- и B2G-модели распространения. В этом случае решения сначала закупаются через региональные министерства образования, а затем они предоставляются в школы. Разработчики решения в настоящее время предусматривают также возможность поставки решения через муниципалитеты, а также непосредственно в школы, что позволяет максимально эффективно адаптировать их под конкретную ранее выстроенную инфраструктуру школ.
По оценках компании «Ростелеком» новое решение ориентировано сегодня прежде всего для системы общего образования России. Оно охватывает в настоящее время 13,7 млн учащихся и преподавателей, 48,2 тыс. учебных учреждений. Стоит отметить, что в рамках предыдущих проектов «Ростелеком» уже обеспечил доступ к Интернету для более чем 37 тыс. учебных заведений по всей стране, так что данный проект является логичным продолжением его прежних работ.
География внедрения пилотных проектов комплексного решения «Электронная школа будущего»
Тем не менее, участники планируют не ограничиваться достигнутыми результатами. Они готовы развивать сотрудничество и с другими сегментами образовательной системы России. Речь идет о начальном и среднем профессиональном образовании, а также о системе высшего образования в стране.
Компании-участники также не планируют ограничиваться поставкой только готовых решений. Уже сейчас они предлагают возможность его адаптации. Например, при поставках по модели B2C родители могут самостоятельно скачать приложение «Дай 5!» из магазинов приложений Apple Store и Google Play на собственные устройства и реализовать остальную часть решения самостоятельно.
Пилотные внедрения
Перед объявленным вчера широкомасштабным запуском новое комплексное решение уже прошло внедрение на ряде пилотных проектов. В частности, оно было установлено в отдельных школах в таких городах, как Воронеж, Казань, Красноярск, Москва, Московская область, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Сочи, Тамбов, Тула, Улан-Уде, Хабаровск, Челябинск, Якутия. В рамках пилотных проектов компания Samsung также предоставила участникам расширенную гарантию на свое оборудование. На осень намечено открытие Интернет-портала, где все желающие смогут обмениваться вопросами и получать техническую и методическую помощь.
Как отметил Егор Леонов, представитель Samsung, «переход на новую систему показал, что обучение становится теперь более насыщенным: дети начинают использовать мультимедийный контент, увеличивается посещаемость и успеваемость в школах. Более того, растет мотивация со стороны учеников, они проявляют гораздо больший интерес в изучении предметов, глубже вникают в учебные материалы».
Рекомендация выбора оборудования Samsung объясняется в том числе его уникальной возможностью – предоставление стилуса в комплекте с планшетом. Стилус позволяет более эффективно развивать моторику у детей, учить их умению рисовать и писать, используя современные технические средства. Оборудование Samsung тем самым позволяет совместить старую и новую школу обучения, беря от обеих лучшее.
Использование программной системы Samsung School позволяет изменить документооборот в школе. Это внедрение фактически автоматизирует выполнение ряда типовых задач: учет посещаемости, простановка оценок, использование материалов прошлых лет для будущего обучения. Единожды проработав материал, учитель получает возможность использовать его повторно в будущие годы. Контент может храниться в локальном «облаке», защищен от потери и свободен от дополнительных накладных затрат, связанных с технической поддержкой.
Другим важным достижением новой системы называется стирание «цифрового разрыва» между учителями и школьниками. Отмечается резкий рост популярности курсов для учителей, где они овладевают навыками работы с мультимедийными ИТ-средствами.
«Мы уверены, что внедрение такого продукта в школах при соответствующей поддержке преподавателей поможет сделать процесс обучения более современным и эффективным», - подчеркнул в заключении Яков Менделеев.