Консервативная оценка предусматривает, что число абонентов 4G не превысит 10 млн. Оптимистичный же сценарий допускает рост базы до 20 млн в ближайшие пять лет.
Первые коммерческие сети LTE в России развернула в начале 2012 г. компания "Скартел" (бренд – Yota), которая уже к марту 2013 г. располагала разветвленной сетью (кроме Москвы и Петербурга покрывает еще 93 города в 27 субъектах РФ). На сети Yota услуги по модели виртуального оператора (MVNO) также предоставляет "МегаФон". Собственные сети LTE развернули "Мобильные ТелеСистемы" и "МегаФон". В IV квартале 2013 г. LTE-сеть в семи регионах планирует запустить "ВымпелКом".
J&P полагает, что развитие сетей LTE даст толчок к приходу на рынок России новых устройств. По прогнозам агентства, в 2015 г. доля смартфонов с поддержкой LTE составит 15% в общих продажах смартфонов. Объем продаж LTE-планшетов начнет набирать обороты уже в этом году, а к 2015 г. доля их реализации в общих продажах LTE-устройств в России составит 8%.
Технология становится массовой при проникновении 8-10%, сказала ComNews пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева. "Мы полагаем, что это не перспектива текущего года, а последующих, поскольку в России на данном этапе не так много абонентских устройств с поддержкой LTE", - полагает она.
Этот оператор планирует к продаже несколько устройств в линейке LTE-оборудования – в первую очередь, модем и роутеры. Одновременно компания ведет диалог с вендорами о создании LTE-смартфонов. "В то же время считаем, что кросс-маркетинговые кампании с вендорами по выводу их терминалов на рынок, безусловно, эффективны", - подчеркнула Айбашева.
По словам представителя ОАО "МТС" Ирины Агарковой, развитие и внедрение сетей LTE требует времени. "По-настоящему массовой технология LTE в России может стать, когда появятся доступные смартфоны, - считает она. – МТС уже предложила всем крупнейшим вендорам стратегическое партнерство для распространения в России смартфонов с поддержкой российских спецификаций".
В то же время в рамках стандарта LTE пока не реализована возможность передачи голоса, поэтому остро стоит вопрос о доступности роутеров и модемов. По мнению Агарковой, технология LTE сможет стать массовой, когда стоимость модемов снизится до уровня $50.
Пресс-служба ОАО "МегаФон" также признает перспективность 4G и отмечает, что стремительному росту числа пользователей LTE будет способствовать взрывной рост популярности мобильного Интернета.
"Сегодня "МегаФон" предлагает широчайшую линейку 4G-устройств: это и традиционные для рынка модемы, планшетные компьютеры и роутеры, – заявил представитель оператора. – В настоящее время мы совместно с основными мировыми производителями 4G-устройств тестируем корректность работы услуг голосовой связи и высокоскоростного мобильного Интернета в смартфонах с поддержкой 4G. Планируем, что к концу I квартала основные работы будут завершены".
Первые продажи LTE-смартфонов в России стартовали в конце 2012 г. Сейчас для российского рынка адаптированы модели HTC One XL, Nokia Lumia 820 и Lumia 920, Samsung Galaxy S III LTE, Xperia V и др. Однако LTE-смартфоны не позволяют использовать эту технологию в России, то есть они функционируют фактически как 2G/3G-смартфоны.
Как ранее сообщал ComNews, Meridian Group (бренд Fly) собирается выпустить первый LTE-смартфон летом этого года. По данным J&P, в марте 2013 г. официальные продажи LTE-смартфонов в РФ планирует начать Sony (Xperia Z и Zl). Meridian Group (бренд Fly) объявила о планах запуска в России LTE-смартфона в начале 2013 г. Компания Yota Devices в конце 2012 г. заявила о готовности представить смартфон с поддержкой российских сетей LTE. ZTE планирует запустить в России LTE-смартфон Grand S, который будет выпущен в Китае в I квартале 2013 г.
Доля продаж LTE-устройств в России относительно мировых продаж в 2012 г. составила всего 0,6%. J&P полагает, что к 2015 г. этот показатель увеличится до 2%.
По данным Ассоциации мобильных поставщиков (GSA), ассортимент LTE-устройств с января 2012 г. по январь 2013 г. вырос в 2,5 раза. Общее количество вендоров, поддерживающих технологию LTE, за год увеличилось на 52%.
Одновременно меняется структура рынка клиентского оборудования. Год назад на рынке LTE-устройств доминировали маршрутизаторы, USB-модемы и модули, а в 2012 г. смартфоны обогнали их по популярности: доля "умных телефонов" достигла 33%.
Даниил Сидоров