Ericsson вернет деньгами

Veon Ltd. пересмотрел соглашение с Ericsson относительно модернизации своих основных ИТ-систем в нескольких странах в ближайшие годы и освободил Ericsson от обязательств по разработке и поставке полного стека решений по управлению доходами (Revenue Management Solution). Стороны подписали обязывающее соглашение на новых условиях в соответствии с которыми Veon Ltd., среди прочего, получит $350 млн от Ericsson в течение первой половины 2019 года

Пересмотренное соглашение позволяет Veon модернизировать ИТ-инфраструктуру с помощью новых систем поддержки бизнеса (DBSS) с использованием существующего программного обеспечения (ПО) от Ericsson, которое уже развернуто в операционных компаниях Veon в Алжире и Грузии.                           

"Благодаря поддержке Ericsson мы успешно оцифровали ядро нашей деятельности в Алжире и Грузии в 2018 году, и видим его положительное влияние", - сказал технический директор Veon Йогеш Малик.

Пресс-служба Veon Ltd. на момент публикации не ответила на запрос ComNews. Директор по внешним коммуникациям Ericsson в Восточной Европе и Центральной Азии Татьяна Оберемова сообщила, что компания не комментирует пересмотр соглашения.

Напомним, в июне 2016 г. материнская компания "Билайна" (тогда Vimpelcom Ltd.) выбрала поставщиком систем BSS (Business Support System - она хранит данные абонентов и тарифицирует их) для 11 стран присутствия оператора (России, Узбекистана, Казахстана, Украины, Бангладеш, Киргизии, Таджикистана, Армении, Грузии, Пакистана и Алжира) шведскую Ericsson (см. новость ComNews от 15 июня 2016 г.).

Стороны заключили семилетний контракт на $1 млрд. Новая система должна была ускорить разработку услуг и продуктов в области мобильных развлечений, интернета вещей и мобильных финансовых услуг. Продукты, которые обязалась поставить "Билайну" Ericsson, включали биллинг информации об использовании услуг, их тарификации, а также выставление счетов абонентам и обработку платежей. Также к BSS относилась система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и система технической поддержки (helpdesk).

"Эта сделка знаменует фундаментальный этап в нашей трансформации, которая превратит Vimpelсom Ltd. в настоящего поставщика цифрового будущего. Новый цифровой стек позволит нам эффективнее реагировать на требования клиентов, приведет к централизации и упрощению нашего бизнеса, а также оптимизирует нашу структуру затрат", - сказал тогда главный исполнительный директор холдинга Жан-Ив Шарлье.

Vimpelсom не раз откладывал подведение итогов тендера. Игроки рынка и аналитики связывали это с тем, что замена BSS в компаниях всего холдинга - сложная, дорогостоящая и рискованная операция.

Позднее, в мае 2017 г., газета "Ведомости" со ссылкой на представителей Veon (переименованная материнская компания "Билайна") сообщала о том, что шведский поставщик не выполнил обязательства по контракту. Тогда говорилось о том, что оператор продолжает обсуждать с Ericsson сроки и условия внедрения, но компания рассматривает возможности обращения в суд и расторжения контракта.

Как утверждал ранее источник, знакомый с ситуацией, Ericsson условия контракта не выполнила, и система не была внедрена. Примечательно, что в опубликованной в январе отчетности за 2018 г. Ericsson указала то, что ее BSS-бизнес не показал "удовлетворительного прогресса" и сейчас компания находится в процессе его преобразования.

В начале февраля собеседник ComNews, пожелавший сохранить анонимность, отметил, что "Билайн" несколько лет пытался найти подрядчика, который был бы готов переписать ядро сети. Оператор решил трансформировать BSS в органическую и гибкую среду. "Классический BSS подразумевал серьезные временные затраты на изменение тарифов - внедрение любого нового тарифа занимает до месяца. Более того, все телеком-операторы используют под ИТ-инфраструктуру для BSS "тяжелый" hi-end. Смысл обновления - уйти от больших дорогих решений enterprise-класса, - пояснял источник. - То есть переходить на инфраструктуру, которая свойственна молодым современным компаниям". По его оценкам, подобные работы с учетом стоимости лицензий стоят от $250 млн до $350 млн.

Отметим, что в начале февраля 2019 г. ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") подписало соглашение с компанией Amdocs о модернизации внутренней ИТ-инфраструктуры.

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова уверена, что от пересмотра соглашения выиграет Veon, который получит компенсацию, эквивалентную 4% выручки компании. "Величина компенсации существенна. Ее можно назвать приемлемой, учитывая, что часть обязательств, по всей видимости, была исполнена. С точки зрения репутации Ericsson, ситуация не самая приятная. Но изначально компания была заточена на производство оборудования, а не софта, поэтому компания испытывала сложности в разработке полноценной ИТ-инфраструктуры", - сказала Анастасия Соснова. 

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын считает, что влияние изменения контракта на акции Ericsson не может быть особенно высоким, так что они продолжают двигаться в рамках восходящего тренда. Продажи компании составляют порядка $25 млрд в год, что на два порядка превышает сумму, которая фигурирует в качестве выплат в связи с пересмотром контракта. "Ericsson анонсировал контракты в области 5G с десятью операторами в Америке, Европе, Азии и Австралии, в том числе - сразу четыре в США (с Verizon, T-Mobile, Sprint и AT&T)", - рассказывает Леонид Делицын. 

По его мнению, на фоне укрепляющегося мнения игроков фондового рынка о том, что в США и Европе освобождается место, на которое претендовала Huawei, рынок больше предвкушает связанные с этими крупными рынками перспективы. "К судьбе контрактов на менее крупных рынках инвесторы сейчас будут более или менее нечувствительны", - сказал Леонид Делицын.

Анастасия Самсонова

Тематики: Интеграция, Финансы

Ключевые слова: ВымпелКом, Ericsson, финансы, ИТ инфраструктура