Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, предусматривающий блокировку крупных интернет-платформ, таких как YouTube, Facebook, Instagram и Twitter, за цензуру российских ресурсов. По внесенному группой единороссов документу, ресурсы, которые нарушают основополагающие права и свободы граждан, в частности ограничивают им доступ к какой-либо информации, будут блокироваться полностью или частично, а также облагаться штрафами. В октябре в Роскомнадзоре заявляли, что цензура российских СМИ иностранными интернет-платформами приобрела системный характер. В ведомстве обратили внимание, что компании ограничивают доступ к материалам около 20 российских СМИ, среди которых RT, «РИА Новости», Sputnik и «Россия 1».
Ключевое предложение письма — исключить из законопроекта частичное ограничение доступа в интернет-ресурсам.
— Технические особенности функционирования большинства иностранных интернет-площадок, социальных сетей и видеохостингов не позволят в большинстве случаев осуществить частичную блокировку ресурсов, что делает указанное положение проекта закона невыполнимым со стороны операторов связи, — сказано в обращении.
При воздействии на иностранные интернет-платформы должна быть вариативность, считает соавтор законопроекта, глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн. В законопроекте предусмотрены возможности административных наказаний в виде штрафа, замедления трафика и полной блокировки как максимальной меры реагирования, напомнил он.
— И отрасль, и правоприменители (поскольку законопроект разрабатывался совместно с Роскомнадзором) считают, что замедление трафика — это эффективная мера реагирования. И Роскомнадзор, и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ считают, что это (частичная блокировка интернет-ресурсов. — «Известия») достижимо и подтверждается проведенными испытаниями. По нашему мнению, замедление трафика как элемент воздействия должно присутствовать. Если у нас останется только возможность полной блокировки и штрафов, то это хуже для самих интернет-ресурсов, — сказал «Известиям» Александр Хинштейн.
В Минцифры и Роскомнадзоре не ответили на запросы «Известий».
С отменой частичной блокировки не согласен и председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев. По его мнению, в законопроекте стоит оставить эту меру и использовать как «красную кнопку».
— Важно, чтобы у государства был эффективный набор инструментов, которые оно может использовать как с точки зрения переговорной позиции, так и с точки зрения принуждения к соблюдению российских законов. Воздействие на иностранные интернет-ресурсы, которые нарушают закон, должно иметь градацию: сначала провинившихся нужно штрафовать, в случае уклонения от уплаты — замедлять трафик, и в самом крайнем случае — блокировать, — считает Александр Журавлев.
Технически крупные операторы уже могут блокировать локальные страницы, говорит генеральный директор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин. Этого будет вполне достаточно для старта применения «мягкой силы» в отношении многократного несоблюдения российского законодательства.
Полная или частичная блокировка крупных иностранных сервисов неприемлема, полагает гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. Такой подход полностью противоречит заявленной цели по обеспечению доступа граждан к информации, считает он. На этих сервисах размещают свои материалы тысячи российских производителей контента, включая редакции российских федеральных и региональных СМИ, и при блокировке сервисов эта информация также станет недоступна, указал эксперт.
ТПП предлагает дополнить законопроект штрафом, рассчитываемым в процентном соотношении от капитала компании-нарушителя. Санкция должна применяться при первом нарушении положений законопроекта как единственная мера ответственности, а также при систематических нарушениях — по каждому подтвержденному факту, считают представители российского бизнеса.
Наложение штрафов от капитала может подействовать на компании, согласна первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, член Совета по развитию цифровой экономики при СФ Ирина Рукавишникова.
— Штраф в процентном соотношении к капиталу IT-гигантов, разумеется, более эффективная мера, чем штраф в виде фиксированной суммы. Тем более что для этих компаний суммы, которые российским бизнесу и законодателю кажутся запредельно высокими, могут показаться мелкой неприятностью, чем-то несущественным. А определенный процент от капитала или оборота компании — это уже серьезно, к этому нельзя не прислушаться, — сказала Ирина Рукавишникова.
Идея штрафа соответствует и мировым тенденциям, отметил владелец «Катков и партнеры» Павел Катков. Так, на днях Национальная комиссия по информатике и гражданским свободам Франции оштрафовала Google и Amazon на €100 млн и €35 млн за нарушение действующих в ЕС правил конфиденциальности персональных данных пользователей. Интернет-гиганты были оштрафованы, но продолжили работу, заметил он.
Если штрафы на компанию не подействуют, стоит применить крайнюю меру — полную блокировку, пояснил «Известиям» один из представителей совета ТПП по развитию информационных технологий и цифровой экономики. Это наиболее эффективно, поскольку полная блокировка ресурсов даже на непродолжительный период приведет к финансовым потерям.
Во избежание запретов ТПП рекомендует придерживаться пользовательских соглашений, составленных на основе российского законодательства. Это защитит пользователей и обеспечит возможность вести судебные споры с ресурсами на территории России, объяснил представитель палаты.
Практика отстаивания национальных интересов в Сети есть и у других стран. Например, от собственников TikTok власти США требовали продать контрольный пакет сервиса американским компаниям и заставить работать в юрисдикции США, пояснил собеседник «Известий».
Сейчас крупные зарубежные IT-гиганты юридически не представлены на территории России как полноценные участники правовых отношений, обратила внимание Ирина Рукавишникова. Представительства в нашей стране в основном отвечают за технологический процесс, но не являются налогоплательщиками. По ее мнению, это неправильно и в этом направлении предстоит законотворческая работа.
В Google отказались от комментариев. «Известия» направили запрос в Facebook и Twitter.
Анна Устинова
Евгения Перцева