Еврокомиссия завершила расследование в отношении Google , которое началось еще в ноябре 2010 года. Тогда жалобы операторов сайтов сравнительного поиска цен по товарам и услугам — Foundem (Англия), Ciao! от поисковика Bing, купленного Microsoft в 2008 году, и французской интернет-компании 1PlusV — приобрели официальный статус расследования. Позднее к ним присоединились еще 13 компаний (среди них, в частности, Microsoft, TripAdvisor, Opodo, eDreams), обвинивших Google в манипулировании результатами поиска, чтобы продвигать свою рекламу.
По словам комиссара Евросоюза по антимонопольной политике Хоакина Альмунии, Еврокомиссия направила в адрес Google письмо с требованием пересмотреть подходы к размещению рекламы конкурентов в течение нескольких недель.
У Google, контролирующей в Европе около 90% рынка поиска (за исключением России и Чехии, где сильные позиции у местных "Яндекса" и Seznam), два пути — либо пойти на существенные изменения в своей политике по отношению к другим игрокам на интернет-рынке, либо уплатить штраф. Еврокомиссия имеет право штрафовать компании, которые нарушают правила ЕС, на 10% годовой выручки. В случае Google штраф может составить $3,8 млрд, или €2,9 млрд по текущему курсу (выручка Google в 2011 году — $37,9 млрд, или €28,9 млрд), что станет рекордом. В 2008 году Еврокомиссия оштрафовала Microsoft на €899 млн за неисполнение предписания поделиться с конкурентами исходным кодом серверной операционной системы, а в 2009 году штраф €1,06 млрд был наложен на Intel — компания предлагала клиентам скидки за отказ от использования продукции конкурирующей AMD. Представитель Google Эл Верни заявил, что компания не согласна с выводами Еврокомиссии.
Источник в российской интернет-компании отмечает, что Google все чаще прибегает к неконкурентным действиям, используя свое положение на рынке. В прошлом году в 13-й версии ее браузера Chrome Google исключила возможность для российских пользователей выбирать альтернативный поисковик, оставив свой поиск по умолчанию. В этом году в новой, 19-й версии Chrome компания убрала выбор поисковика по всему миру, напоминает собеседник "Ъ".
Как показывает опыт Еврокомиссии в сфере конкуренции за последние годы, компании адекватно воспринимают решения регулятора, говорит старший юрист юридической компании Art de Lex Ярослав Кулик. "Наиболее громкие споры идут вокруг результатов поисковых запросов,— продолжает он.— Прокурор Техаса даже требовал раскрытия "секретной" формулы, созданной основателем Google Ларри Пейджем и составляющей основной актив интернет-гиганта".
Некоторые компании подавали и частные иски к Google о возмещении убытков. Например, в январе французский суд по иску Bottin Cartographes обязал Google выплатить €500 тыс. убытков за неконкурентные действия: поисковый гигант обвинялся в устранении конкурентов путем бесплатного предложения картографического интерфейса Google Maps API, напоминает господин Кулик.
Впрочем, гендиректор компании "Ашманов и партнеры" Игорь Ашманов полагает, что решение Еврокомиссии никак не повлияет на бизнес, поведение и развитие Google. "Несколько лет назад Еврокомиссия так же пыталась давить на Microsoft. Но Microsoft как была монополистом, так и осталась",— размышляет он. По мнению господина Ашманова, единственный способ повлиять на политику Google и перестать от нее зависеть — иметь собственный "Яндекс". "А в Европе его нет — и не предвидится",— резюмирует он.
По данным Liveinternet, в России среднесуточная доля Google в мае составляет 26,3%, "Яндекса" — 60,4%.
Роман Рожков