Согласно официальному сообщению пресс-службы «Евросети», «плохая макроэкономическая ситуация в странах прибалтийского региона сказалась на том, что затраты компании на выход ее филиалов в Прибалтике в положительный баланс оказались слишком высокими». Так как основной задачей для компании является открытие и развитие прибыльных магазинов, «Евросеть» приняла решение о продаже своих компаний в Латвии, Литве и Эстонии. Соответствующее соглашение с покупателем бизнеса было подписано вчера, 2 июля 2008 года. В собственность покупателю переходит весь бизнес целиком в указанных странах. Прибалтийские подразделения компании на момент их продажи насчитывали 68 салонов.
«За имперские амбиции нужно платить, но я уверен, что такой ошибки мы больше не повторим. Все, что мы закрыли в Прибалтике, мы компенсируем открытиями новых магазинов на наиболее эффективных рынках, например в Подмосковье», - прокомментировал председатель совета директоров компании «Евросеть» Евгений Чичваркин.
Официально имя покупателя не сообщается, однако еще весной в прибалтийской и российской прессе появились сообщения о том, что «Евросеть» продала свои активы в прибалтийском регионе компании Flopo Informacines Sistemos. На тот момент в «Евросети» опровергли данную информацию.
Напомним, что «Евросеть» о своем намерении выйти в Прибалтику объявила еще в начале 2005 года. Экспансию компании на прибалтийский рынок проводили силами Петербургского филиала, которым (с начала его основания) руководил Константин Левин: изначально планировалось, что Прибалтийский филиал будет подчиняться Северо-Западному (см. новость от 2 февраля 2006 г.). Офисы «Евросети» были открыты в Латвии, Литве и Эстонии.
Отметим, что в момент выхода компании в страны Балтии перспективы проекта оценивались аналитиками как не слишком радужные. Так, одной из проблем, с которой предстояло столкнуться «Евросети» в этом регионе, должны были стать особенности менталитета жителей стран Балтии: отсутствие массового спроса как на новые, так и на дорогие модели терминалов. Еще одной преградой для активного увеличения присутствия дилера в регионе должна была стать устоявшаяся в силу исторических причин схема работы операторов: предпочтение отдавалось эксклюзивным дилерским салонам, сотрудничавшим с одним оператором региона. Несмотря на это, планы «Евросети» были достаточно амбициозны: при инвестициях в €10 млн планировалось за год открыть в Прибалтике 135–145 салонов, в том числе в Эстонии – 25–30, в Литве – 60–65, а в Латвии – 50, о чем было объявлено еще в 2005 году (см. новость дайджеста от 4 августа 2008 г.).
Планы «Евросети» по развитию сети салонов не увенчались успехами: так, к февралю 2007 года, т.е. примерно через год после старта проекта, в регионе было открыто только 58 салонов, и запланированного изначально развития сети не удалось добиться и в дальнейшем. Кроме того, компанию покинул руководитель филиала Константин Левин, причем, по неофициальным данным, его уход был обусловлен именно недовольством руководства компании результатами работы в регионе.
За время работы «Евросети» в странах «Балтии» произошло и несколько достаточно громких скандальных историй. В частности, одна из них была связана с «нелегальной работой» топ-менеджеров компании в Литве. Их обвиняли в том, что они пользовались туристическими визами, в действительности работая в стране. Если данные обвинения подтвердятся, то «Евросети» грозят крупные штрафы (см. новость дайджеста от 17 января 2007 г.). Также проблемы в свое время в этом регионе у «Евросети» возникли во взаимоотношениях с оператором сотовой связи Tele2. В частности, руководство компаний долго не могло договориться об условиях сотрудничества (см. новость дайджеста от 4 сентября 2007 г.).
Для «Евросети» рынок Балтии не первый, который компании пришлось покинуть из-за убыточности бизнеса. В частности, магазины в Армении были закрыты руководством дилера через полгода после открытия. В этом регионе в качестве официальной причины завершения бизнеса указывалась сложность легальной работы. Интересно, что также поговаривают о возможности продажи «Евросети» и в России, причем заинтересованность в покупке приписывается, в частности, и федеральным операторам сотовой связи.