Компания Hiper, штаб-квартира которой расположена в Гонконге, произвела партию ноутбуков с предустановленной на них российской операционной системой Astra Linux – исключительно для российского потребительского рынка. По словам производителя, уже в первых числах октября 2,2 тысячи устройств будут поставлены для розничной продажи, за ними могут последовать и другие. Известны и модели ноутбуков – в линейке Hiper Workbook будет доступно достаточно широкое разнообразие комплектаций. Это модели, оснащенные процессорами Intel Core i3, i5, i7, i11 или AMD Ryzen 5, с объемом ОЗУ 8 или 16 гигабайт. Примечательно, что в этих устройствах установлены твердотельные накопители SSD объемом 256 или 512 гигабайт, что положительно (в сравнении с HDD) скажется на быстродействии цифровой техники. Операционную систему на портативные компьютеры устанавливали прямо на фабрике в Шэньчжэне.
В ГК «Астра» (разработчик ОС Astra Linux) подтвердили эту новость и отметили, что вся первая партия ноутбуков Hiper будет реализована в гипермаркетах электроники «Ситилинк», ценовая категория для этих устройств установлена средняя – до 35 тысяч рублей. В будущем ГК «Астра» планирует расширить партнерскую сеть, найти новых производителей для предустановки своей ОС и ритейлеров цифровой техники для розничной дистрибуции.
На вопрос ICT-Online.ru о совместимости российской ОС и китайского «железа» представители отечественного вендора подтвердили, что Hyper участвовал в программе Ready For Astra Linux. Это означает, что указанные модели ноутбуков прошли тестовые испытания и гарантируют корректную работу на Astra Linux.
«Сейчас мы готовы предложить конечным пользователям Astra Linux не как отдельный продукт, а как ОС, предустановленную на ноутбук, ПК или планшет. Такой вариант более перспективный в качестве выхода на «конечника», нежели операционка из «коробки» для самостоятельной установки. Ведь прежде чем такие устройства попадают к пользователю, они официально протестированы экспертами ГК «Астра» и непосредственно вендорами «железа», поэтому ими можно пользоваться сразу после покупки, минуя сложные для начинающего пользователя Linux аспекты, такие как установка, настройка, оптимизация. На первом этапе не ждем больших продаж, скорее всего, это будет несколько тысяч, возможно, десятков тысяч устройств. Мы относимся к этому проекту как к очередному этапу по формированию привычки пользователей, а также продвижению продукта и увеличению знаний о нем», – рассказали в ГК «Астра».
Эксперты рынка примерно так же осторожно оценивают потенциальный спрос на ноутбуки с российскими операционными системами. Они отмечают, что дело здесь не только в привычке, но и в гораздо большей функциональности Windows-машин. С другой стороны, если совместимых с Astra Linux качественных прикладных программ и популярных игр появится достаточное количество, а стоимость и технические характеристики подобных устройств окажутся привлекательными, спрос на них со временем будет расти.
Стоит напомнить, что в сетях «Ситилинк» и «М.Видео-Эльдорадо» уже имеется в продаже другой российский дистрибутив Linux – РЕД ОС. Он распространяется как «коробочный» продукт и как предустановленная по предварительному заказу ОС. Подробнее об этом представители разработчика «РЕД СОФТ» рассказывали в конце марта на конференции «Российская IT-индустрия: влияние санкций и тенденции развития».
«Адаптация операционной системы под пользовательский опыт – исключительно вопрос желания и мотивации. Astra Linux в составе готовых рабочих машин уже давно поставляется для корпоративных нужд, в МФЦ, школы и другие учреждения – и никаких проблем с UX, никаких непреодолимых неудобств не вызывает. Также стоит заметить, что ранее Astra Linux в силу специфики применения чаще всего устанавливали на довольно слабых, типовых «офисных» ПК. Среди ноутбуков Hiper мы видим и модель на Intel Core i11 – это значит, что и пользователям, требовательным к производительности, она подойдет. Правда, нужно уточнить и другие характеристики этого устройства, например, поколение процессора, наличие или отсутствие дискретной видеокарты», – рассуждает аналитик ICT-Online.ru Андрей Блинов.
«Действительно, с февраля интерес конечного пользователя к отечественным ОС значительно вырос. При этом мы понимаем, что россияне десятки лет использовали западные ОС, и у них сформировались устойчивые привычки, от которых в один момент не уйти. И текущая ситуация – это благоприятное время для того, чтобы начать что-то менять. Мы как вендор, безусловно, заинтересованы в домашнем применении своего ПО. Вопрос требует серьезной проработки и комплексного подхода, который мы и реализуем последние несколько лет. Суть его в том, что мы создаем единое пространство использования нашего продукта на протяжении всей жизни человека, начиная с уроков информатики в школе и вузе и заканчивая рабочим местом в офисе, и только затем уже дома. Работаем на перспективу десяти и более лет», – утверждают в ГК «Астра».